Кто опаснее на дорогах? Гендерная статистика по ДТП в Узбекистане и в мире

«Бабы за рулём ещё хуже мужиков. Мчатся даже внутри квартала. Делаешь замечание безмозглой курице за бешенную скорость, ещё может быдло на колёсах обматерить…»

«Надо ужесточить ответственность, либо лишать прав, а то всякие «курицы» понаберут машин, водить не могут, только для полётов. И так всех передавят и покалечат!!!»

«Женщины, не обижайтесь, но я бы никогда не дала водительские права ни одной женщине. Два раза на пешеходе женщины наезжали на меня. Ну уж коль вы за рулём, ну хотя бы в зеркала смотрите!»

Знакомые высказывания? Они взяты из комментариев реальных людей. Мы решили изучить статистику, чтобы проверить, кто же чаще попадает в ДТП. Эти цифры вас удивят.

Гендерная статистика по ДТП в Узбекистане

Гендерная статистика по ДТП в Узбекистане

Как сообщили проекту Nemolchi.uz в аналитическом отделе ГУБДД МВД Узбекистана, в 2019 году было зафиксировано 8540 ДТП с участием мужчин и 216 ДТП с участием женщин. За 9 месяцев 2020 года цифры составили 4374 и 98 соответственно.

Получается, что мужчины попадают в ДТП в Узбекистане значительно чаще, чем женщины. Не реже они погибают в результате таких аварий: за 9 месяцев 2020 года на дорогах Узбекистана погиб 1581 мужчина и 18 женщин, 4935 мужчин и 98 женщин были ранены или пострадали.  ДТП, совершённые в 2019 году, унесли жизни 2061 мужчин и 32 женщин и стали причиной травм у 7695 мужчин и 248 женщин.

Обращаем внимание, что эта статистика не отражает, кто был виновником ДТП! Она показывает гендерное распределение участников ДТП со всех сторон.

Можно ли, исходя из этого, утверждать, что мужчины в целом водят хуже и опаснее, чем женщины? Определённо, нет. Для объективной картины нужно знать количество выданных мужчинам и женщинам водительских удостоверений (сколько женщин и мужчин за рулём), а также средний пробег автомобилей под их управлением.

К сожалению, такие данные по Узбекистану раздобыть не удалось. Однако, можно проанализировать опыт других стран, обладающих более полной статистикой.

Гендерная статистика по ДТП в США

Количество выданных в США водительских лицензий мужчинам и женщинам разнится незначительно:

Статистика по ДТП в США и в Узбекистане (в тексте)

Общее число лицензированных водителей в США в 2018 году. Источник: Statista.com

По данным Национальной администрации безопасности дорожного движения за 2018 год мужчины чаще попадали в любые ДТП, не обязательно с летальным исходом.

Кто опаснее на дорогах? Гендерная статистика по ДТП в Узбекистане и в миреКто опаснее на дорогах? Гендерная статистика по ДТП в Узбекистане и в миреКто опаснее на дорогах? Гендерная статистика по ДТП в Узбекистане и в мире

 

Источник: Национальная администрация безопасности дорожного движения США.

Страховой институт дорожной безопасности (IIHS) в 2019 году опубликовал отчёт о ДТП с летальным исходом, основываясь на анализе данных системы отчетов о смертности (FARS) Министерства транспорта США.

71 процент всех погибших в автокатастрофах в 2018 году приходился на мужчин. Вероятность аварий у мужчин возрастает из-за того, что они ежегодно проезжают больше, чем женщины.

Если учитывать пробег автомобиля, то в 2016-17 годах число аварий с летальным исходом среди водителей было на 63 процента выше для мужчин (2,1 на 100 миллионов пройденных миль), чем для женщин (1,3 на 100 миллионов пройденных миль).

Мужчины больше склонны рисковать за рулём. Например, превышать скорость или садиться за руль в нетрезвом состоянии. Ежегодно число погибших водителей, имевших концентрацию алкоголя в крови (BAC) не менее 0,08 процента (0,8 промилле), было значительно выше у мужчин, чем у женщин.

Также мужчины чаще женщин попадали в ДТП с летальным исходом, потому что превысили скорость. А ещё мужчины используют ремни безопасности реже, чем женщины.

Гендерная статистика по ДТП в других странах

В странах Европейского Союза мужчины также гораздо чаще женщин попадают в ДТП и погибают на дорогах.

Кто опаснее на дорогах? Гендерная статистика по ДТП в Узбекистане и в мире

Число смертей на дорогах, по полу, ЕС, 2006-2015 гг. Источник: база данных CARE, 2017 год.

Кто опаснее на дорогах? Гендерная статистика по ДТП в Узбекистане и в мире

Распределение смертей на дорогах в зависимости от пола и возраста, ЕС, 2015. Источник: база данных CARE, 2017 год.

Во всех европейских странах женщины-водители погибают реже, чем мужчины за рулём.

В 2015 году среди всех женщин, погибших в результате ДТП в Европе, 36% были за рулём. Среди мужчин эта цифра составляет 71%. А вот женщины-пешеходы или женщины на пассажирских сиденьях страдают в ДТП чаще, чем мужчины.

Кто опаснее на дорогах? Гендерная статистика по ДТП в Узбекистане и в мире

Распределение гибели женщин на дорогах, в разрезе по странам ЕС и способу передвижения (водитель/пассажир/пешеход), 2015. Источник: база данных CARE, 2017 год.

Кто опаснее на дорогах? Гендерная статистика по ДТП в Узбекистане и в мире

Распределение гибели мужчин на дорогах, в разрезе по странам ЕС и способу передвижения (водитель/пассажир/пешеход), 2015. Источник: база данных CARE, 2017 год.

В Казахстане страховая компания Freedom Finance Insurance поделилась статистикой по выданным страховым полисам в период с января 2019 по август 2020. 82% водителей, которые оформили полис ― мужчины, 18% ― женщины. При этом, по анализу страховых случаев, 7 из 10 ДТП происходят при участии мужчин-водителей.

В октябре 2020 года в Узбекистане распространился ролик страховой компании Gross Insurance, которые представили женщин за рулём как неумех, которые не могут водить машину. После критики в социальных сетях компания удалила ролик и принесла извинения.

Во всём мире мужчины попадают в ДТП чаще, чем женщины. В некоторых странах с большим отрывом. На дорогах в результате ДТП в Узбекистане и в мире также чаще умирают мужчины. Но пренебрежительное отношение к женщинам за рулём существует до сих пор. Не поддавайтесь стереотипам, уважайте друг друга на дорогах!

Статью подготовила Ирина Матвиенко.

Материал создан при технической поддержке Представительства IWPR в Центральной Азии в рамках менторской программы проекта «Развитие новых медиа и цифровой журналистики». Содержание данного материала, взгляды, мнения и их интерпретация принадлежат автору и могут не отражать официальную позицию IWPR.