Министерство Юстиции Узбекистана ПРОТИВ Криминализации домашнего насилия?

Министерство Юстиции Узбекистана ПРОТИВ Криминализации домашнего насилия?

Министерство Юстиции против криминализации домашнего насилия?
11 января Министерство Юстиции Узбекистана опубликовало для обсуждения законопроект по укреплению защиты женщин и детей. Как отмечается на сайте Сената, данный проект был разработан рабочей группой при Сенате РУз, в которую входили представители Генпрокуратуры, Верховного суда, МВД, международной организации UNICEF, представители ННО, общественные активисты, а также представители проекта Nemolchi.uz. Как участники рабочей группы, отметим, что Министерство Юстиции представило урезанную версию законопроекта, удалив или отредактировав важные статьи, разработанные экспертами на основании международных норм.
Наш проект подготовил серию постов, в котором сравнит версию Минюста и полную версию от рабочей группы, часть предложений которой мы публиковали ранее. Что не так в урезанной версии Минюста, какие статьи вырезали и в каких дополнениях нуждается опубликованный проект?


Где долгожданная криминализация домашнего насилия?
Полная версия законопроекта от рабочей группы при Сенате:


Рабочая группа при Сенатепредложила такую формулировку статьи 126-1 «Насилие в семье»:
Умышленное действие или бездействие, совершенное одним членом семьи в отношении другого члена семьи, когда оно выражается в:
а) нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, повлекших легкие телесные повреждения;
б) изоляция и запугивание жертвы насилия с целью навязывания ей своей воли или контроля над ней;
в) лишении экономических средств, в том числе средств к существованию, пренебрежении, причинении жертве притеснения и насилия лёгкого вреда здоровью вследствие лишения экономических средств,
наказывается обязательными общественными работами на срок от ста пятидесяти до ста восьмидесяти часов либо лишением свободы на срок до трех лет.
Эти действия, совершённые:
а) в отношении двух и более членов семьи;
б) в отношении члена семьи в присутствии несовершеннолетнего;
в) после применения к виновному административного взыскания за неисполнение требований охранного ордера;
г) повлёкшие причинение телесных повреждений средней тяжести, —
наказываются исправительными работами на срок от одного до трех лет, либо лишением свободы на срок от трех до пяти лет, либо лишением свободы на срок от трех до восьми лет.
Эти действия, совершённые:
а) неоднократно;
б) повлёкшие причинение тяжкого вреда здоровью;
в) повлекшие покушение на самоубийство, —
наказываются лишением свободы на срок от восьми до одиннадцати лет.
Деяния, предусмотренные частью третьей настоящей статьи, повлекшие смерть потерпевшего,- наказываются лишением свободы на срок от одиннадцати до пятнадцати лет.


Что предлагает версия МинЮста?


Министерство Юстиции полностью убрало наказание за домашнее насилие, несмотря на то, что его криминализация была в варианте Рабочей группы. Неужели МинЮст решил, что Узбекистану не обязательно признавать международные рекомендации и решительно бороться с этим явлением? Будет введено только… понятие.
В закон «О защите женщин от притеснения и насилия» предлагают ввести следующее понятие домашнего насилия:


«Насилие в семье – это систематическое, повторяющееся физическое, психическое, сексуализированное и экономическое насилие в отношении одного члена семьи со стороны другого члена или членов семьи. Это относится ко всем актам физического, сексуального, психологического или экономического насилия, которые происходят в семье или внутри семьи, или между бывшими или нынешними супругами или партнерами, независимо от того, проживает преступник с жертвой или нет». (перевод с узбекского языка – прим.редакции)
В отличии от версии рабочей группы, урезанный законопроект настаивает на «системном, повторяющемся» характере насилия, чтобы определить его как насилие в семье. То есть, если агрессор совершает разовое насилие в семье, либо его повторение не фиксировалось органами внутренних дел, такое насилие не будет считаться семейным насилием. К тому же в понятии предложено считать насилием в семье и сексуализированное насилие, совершенное одним членом семьи против другого, что, на наш взгляд, недопустимо, так как сексуализированное насилие находится в области преступлений против половой свободы и должны рассматриваться отдельно.


Почему так важно криминализировать домашнее насилие?


В заключительных замечаниях к 6-му периодическому докладу Узбекистана КЛДЖ рекомендовал «обеспечение определения конкретной уголовной ответственности за насилие в семье, принятие мер по судебному преследованию и предусмотреть соответствующее наказание, соразмерное тяжести совершенного деяния».
Насилие в семье следует отличать от конфликтов, так как в конфликте обе стороны находятся на равных позициях. В случае домашнего насилия устанавливается определенная иерархия, поэтому потерпевшая находится в более угнетенном положении и не может выступать на равных с агрессором. Поэтому неправильно наказывать за деяния, совершенные в контексте домашнего насилия, так же, как и за деяния, предусмотренные другими статьями Уголовного кодекса. Другими словами, нельзя приравнивать побои в семье с побоями, нанесёнными незнакомцами в уличной драке, так как природа этих преступлений разная. Именно поэтому международные рекомендации сводятся к выделению домашнего насилия в отдельное преступление и его криминализацию, включая психологическое и экономическое насилие.

Также в соответствии с рекомендациями ООН по разработке законодательства о насилии в отношении женщин, «нарушения требований охранных ордеров должны быть криминализированы законодательством». В новой версии законопроекта эта рекомендация вновь проигнорирована. Можно ли считать такой законопроект защищающим детей и женщин?

Женщинам и детям, которые живут с домашними тиранами, необходима защита от регулярных побоев, насилия, ломающего психику всей семьи. Только криминализация и жёсткие меры по борьбе с агрессорами дадут свой результат.
Вы можете оставить свой комментарий под законопроектом и потребовать криминализировать домашнее насилие. https://regulation.gov.uz/oz/d/75074