Что не так с наказанием за изнасилование в проекте от Министерства Юстиции

Что не так с наказанием  за изнасилование в проекте от Министерства Юстиции

Что не так с наказанием за изнасилование в законопроекте от Министерства Юстиции

Продолжаем сравнивать законопроект по укреплению защиты женщин и детей, представленный Министерством Юстиции Узбекистана с полной версией от рабочей группы при Сенате, в которую также входили представители нашего проекта. Сегодня мы рассмотрим статьи 118 и 119 УК РУз.

Полная версия законопроекта от рабочей группы при Сенате:

Статья 118. УК Изнасилование

Изнасилование, то есть половое сношение с применением насилия, угрозами применения насилия или с использованием беспомощного состояния потерпевшего, —наказывается лишением свободы от пяти до восьми лет.

Изнасилование:

а) двух или более лиц;

б) совершенное повторно, опасным рецидивистом или лицом, ранее совершившим преступление, предусмотренное статьями 119, 121, 128 и 129  настоящего Кодекса;

в) совершенное группой лиц;

г) сопряженное с угрозой убийством;

д) лица, заведомо для виновного имеющего признаки инвалидности,–наказывается лишением свободы от восьми до одиннадцати лет.

Изнасилование:

а) лица, не достигшего восемнадцати лет;

б) члена семьи или близкого родственника;

в) лицом, выполняющим обязанности по воспитанию и заботе о потерпевшем, а также педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, на которое законом возложены обязанности осуществлять надзор за несовершеннолетним;

г) совершенное участником массовых беспорядков;

д) совершенное особо опасным рецидивистом;

е) повлекшее тяжкие последствия, —наказывается лишением свободы от одиннадцати до пятнадцати лет с пожизненным лишением определенного права.

Изнасилование лица, не достигшего четырнадцати лет, —наказывается лишением свободы от пятнадцати до двадцати лет с пожизненным лишением определенного права.

Статья 119. Насильственное удовлетворение половой потребности в противоестественной форме

Удовлетворение половой потребности в противоестественной форме с применением насилия, угроз применения насилия или с использованием беспомощного состояния потерпевшего —наказывается лишением свободы от пяти до восьми лет.

Те же действия:

а) в отношении двух или более лиц;

б) совершенные повторно, опасным рецидивистом или лицом, ранее совершившим преступление, предусмотренное статьями 118, 121, 128 и 129 настоящего Кодекса;

в) совершенные группой лиц;

г) сопряженные с угрозой убийством;

д) совершенные в отношении лица, заведомо для виновного имеющего признаки инвалидности,–наказывается лишением свободы от восьми до одиннадцати лет.

Действия, предусмотренные частью первой или второй настоящей статьи:

а) совершенные в отношении лица, не достигшего восемнадцати лет;

б) совершенные в отношении члена семьи или близкого родственника;

в) лицом, на которое возложены обязанности по воспитанию и заботе о потерпевшем, а также педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, на которое законом возложены обязанности осуществлять надзор за несовершеннолетним;

г) совершенные участником массовых беспорядков;

д) совершенные особо опасным рецидивистом;

е) повлекшие тяжкие последствия, —

наказываются лишением свободы от одиннадцати до пятнадцати лет с пожизненным лишением определенного права.

Действия, предусмотренные настоящей статьей, совершенные в отношении лица, не достигшего четырнадцати лет, —наказываются лишением свободы от пятнадцати до двадцати лет с пожизненным лишением определенного права.

Что предлагает версия МинЮста по 118 и 119 статьям?

МинЮст вносит изменения в существующие статьи, но абсолютно игнорирует, предусмотренные рабочей группой ключевые моменты:

1) Министерство Юстиции предлагает снизить сроки наказания с 8 до 10 лет и с 10 до 15 лет, вместо предложенных рабочей группой 8-11 лет и 11-15 лет. Почему рабочая группа предложила отталкиваться от цифры 11? В соответствии со ст.15 Уголовного кодекса тяжкими признаются умышленные преступления, за которые установленный законом срок наказания составляет 5-10 лет. К особо тяжким – умышленные преступления, за которые срок наказания превышает 10 лет. Мы полагаем, что изнасилование является особо тяжким преступлением, так как содержит в себе элементы гендерного насилия, покушения на физическую целостность, покушение на честь и достоинство личности и обычно влечёт за собой длительную психологическую травму. Поэтому установленный законом срок наказания за изнасилование должен превышать 10 лет.

2) В части второй урезанной версии 118 статьи отсутствует пункт д «лица, заведомо для виновного имеющего признаки инвалидности», а вот в статье 119 в этой же части он присутствует. Мы писали, что обычно эти статьи практически дублируют друг друга, но, как ни странно, 119 статья в версии Минюста более приближена к предложенной рабочей группой.

На наш взгляд, наличие у жертвы видимой инвалидности должно стать отягчающим обстоятельством для преступника, ведь, в таком случае, жертва лишена возможности полноценно оказать сопротивление, а также имеет затруднения с доступом к правосудию.

3) В части третьей 118 и 119 статей версии МинЮста пункт в) звучит следующим образом:  «в отношении лица, которое находится под его опекой», рабочая группа предложила более полный вариант – «лицом, выполняющим обязанности по воспитанию и заботе о потерпевшем, а также педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, на которое законом возложены обязанности осуществлять надзор за несовершеннолетним». Полная формулировка позволит ужесточить наказание для лиц, которые, воспользовавшись доверием несовершеннолетней жертвы или её зависимым положением, совершили изнасилование, а это могут быть не только опекуны, но и педагоги, воспитатели, врачи и др.

4) Урезанная версия предлагает часть четвертую в 118 и 119 статьях изложить в следующей редакции:

Изнасилование лица, заведомо для виновного, не достигшего четырнадцати лет, —наказывается лишением свободы от пятнадцати до двадцати лет.

Полная версия рабочей группы считает, что в случае изнасилования несовершеннолетнего, даже, возможно, малолетнего, заведомость не важна, преступник должен нести максимальное наказание, вне зависимости от того, выглядит ли его малолетняя жертва старше своего возраста. Кроме того, в соответствии с правовым значением терминов, изложенных в разделе 8 Уголовного кодекса, указано, что заведомость — это отношение к поведению или к обстоятельствам, которые описаны в законе, свидетельствующее о том, что лицу о них известно. То есть заведомость предполагает достоверное знание о возрасте, которым могут обладать или педагоги, или близкие родственники, или если потерпевшая показала насильнику свидетельство о рождении. Получается, что насильник малолетнего ребёнка может сослаться на то, что он не обладал заведомо такими знаниями, если эти условия не были выполнены. Важно понимать, что малолетние (не достигшие 14 лет), даже если выглядят старше своего возраста, психологически более незрелы. Поэтому закон должен быть суров в таких случаях, исключая заведомость. Нельзя перекладывать ответственность за действия насильника на жертву, которая, например, выглядит старше своего возраста.

5) В версии Минюста в санкции части третьей и четвертой 118 статьи нет пожизненного лишения определенного права, предложенного в полной версии рабочей группы. А вот в части четвертой 119 статьи лишение пожизненного права присутствует. Считает ли МинЮст преступление, предусмотренное 119 статьей, более тяжким или это просто недочёт при торопливой редакции?

Пожизненное лишение определенного права необходимо для полноценной защиты несовершеннолетних, ведь совершивший изнасилование может вернуться к преподаванию в образовательных центрах, работе на детских площадках, аттракционах. Врач, изнасиловавший несовершеннолетнюю пациентку, сможет вернуться к медицинской деятельности. 

—————————————————————————-

Ужесточать наказания за преступление – это не только увеличивать сроки, но и охватывать все возможные ситуации и их тяжкие последствия для пострадавших, особенно, для несовершеннолетних. Важно не только наказать насильника, но и предотвратить последующие преступления, чего, на наш взгляд, версия, предложенная МинЮстом не предусмотрела.

Вы можете оставить свой комментарий под законопроектом и потребовать ужесточить наказание для лиц с инвалидностью и несовершеннолетних, а также защитить несовершеннолетних от возможных действий насильников: https://regulation.gov.uz/oz/d/75074