Что не так с наказаниями за развратные действия против несовершеннолетних в законопроекте от Министерства Юстиций?

Что не так с наказанием за развратные действия против несовершеннолетних в законопроекте от Министерства Юстиции

Продолжаем сравнивать законопроект по укреплению защиты женщин и детей, представленный Министерством Юстиции Узбекистана с полной версией от рабочей группы при Сенате, в которую также входили представители нашего проекта. Сегодня мы сравним статью 129 УК Развратные действия в отношении несовершеннолетнего

Полная версия законопроекта от рабочей группы при Сенате:
Статья 129. УК Развратные действия в отношении несовершеннолетнего
Совершение развратных действий без применения насилия в отношении лица, не достигшего совершеннолетия, наказывается ограничением свободы от трех года до пяти лет или лишением свободы от пяти до восьми лет с пожизненным лишением определенного права.
Те же действия, совершенные:
а) с применением обмана, злоупотребления доверием, насилия или угроз;
б) в отношении двух и более лиц;
в) в отношении лица, не достигшего шестнадцати лет, или несовершеннолетнего, заведомо для виновного имеющего признаки инвалидности;
г) повторно, опасным рецидивистом или лицом, ранее совершившим преступление, предусмотренное статьей 118, 119, 121, 128, 130 (2), 130 (3) или 131 (1) настоящего Кодекса;
д) в отношении члена семьи, близкого родственника или лицом, осуществляющим обязанности по воспитанию и заботе о несовершеннолетнем, а также педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, на которое законом возложены обязанности осуществлять надзор за несовершеннолетним;
e) c использованием сети Интернет и информационно-коммуникационных технологий, —наказываются лишением свободы от восьми до одиннадцати лет с пожизненным лишением определенного права.

Что предлагает версия МинЮста по 129 статье?
МинЮст вносит изменения в нынешнюю редакцию статьи, но не вносит знаковые рекомендации рабочей группы:
1) Министерство Юстиции предлагает снизить сроки наказания в виорой части данной статьи с 5 до 8, вместо предложенных рабочей группой 8-11 лет лишения свободы.
Почему рабочая группа предложила срок от 8 лет? В соответствии со ст.15 Уголовного кодекса тяжкими признаются умышленные преступления, за которые установленный законом срок наказания составляет 5-10 лет. Мы полагаем, что развратные действия против несовершеннолетних могут являться тяжким преступлением, так как содержит в себе элементы гендерного насилия, покушение на честь и достоинство личности и обычно влечёт за собой длительную психологическую травму. Такие преступления надолго укореняются в сознании жертвы.
2) В версии Минюста в санкции части первой и второй 129 статьи нет пожизненного лишения определенного права, предложенного в полной версии рабочей группы. Оно также отсутствовало и в предложенной ими редакции 118 статьи.
Пожизненное лишение определенного права необходимо для полноценной защиты несовершеннолетних, ведь совершивший изнасилование может вернуться к преподаванию в образовательных центрах, работе на детских площадках, аттракционах. Врач, изнасиловавший несовершеннолетнюю пациентку, сможет вернуться к медицинской деятельности. Не имея в стране рабочего механизма надзора над преступниками,отбывших наказание, или мы гарантировать безопасность другим несовершеннолетним, если не ограничиваем к ним доступ насильников?
4) Урезанная версия предлагает изложить первую часть статьи в следующей редакции:
Совершение развратных действий без применения насилия в отношении лица, заведомо для виновного, не достигшего 16 лет, наказывается лишением свободы от трёх до пяти лет или ограничением свободы на срок от трёх до пяти лет.

Полная версия рабочей группы считает, что в случае развратных действий против несовершеннолетнего, даже, возможно, малолетнего, заведомость не важна, преступник должен нести максимальное наказание, вне зависимости от того, выглядит ли его малолетняя жертва старше своего возраста. Развратные действия-это действия насильственного характера, и несовершеннолетние всех возрастов должны быть защищены от них, осведомленность возраста потерпевшего для виновного лица не должен быть квалифицирующим признаком данного преступления. В данной редакции ч.1 Минюста несовершеннолетние в возрасте 16+ остаются незащищенными от развратных действий.
Важно понимать, что несовершеннолетние, даже если выглядят старше своего возраста, психологически более незрелы. Поэтому закон должен быть суров в таких случаях, исключая заведомость. Нельзя перекладывать ответственность за действия насильника на жертву, которая, например, выглядит старше своего возраста.


Защита половой неприкосновенности несовершеннолетних должна предусматривать не только наказание насильника, но и последующую охрану других несовершеннолетних от его возможных действий после освобождения. К тому же, признавая несовершеннолетними детей до 18 лет, мы не можем исключать часть из них, по признаку возраста или того, что ребенок выглядит старше своих лет. На наш взгляд, версия МинЮста не гарантирует им защиты.
Вы можете оставить свой комментарий под законопроектом и потребовать повысить возраст жертв по данному преступлению до совершеннолетия, чтобы гарантировано защитить всех несовершеннолетних, а также защитить детей от возможных действий насильников: https://regulation.gov.uz/oz/d/75074