Несколько лет назад в Джизаке появилась женская футбольная команда «Согдиана». Уже сейчас они показывают неплохие результаты: на четвёртом месте среди женских команд по итогам пятого тура в высшей лиге Узбекистана. Девчонки, которые разрушают стереотип о том, что футбол интересен только мужчинам.
У команды есть генеральный спонсор: компания Silverleafe. Их гендиректор, Дэн Пэттерсон, американец. На игру женского ФК «Согдиана» он попал случайно. Впрочем, случайных встреч не бывает, и команда от этого только выиграла. Дэн когда-то тренировал команду по соккеру и считает, что это лучший способ для развития командной работы. Как он оказался в Узбекистане, имея шесть бизнесов в США? Этой истории почти 90 лет… И для Дэна она не совсем про деньги.
Ещё в 30х годах прошлого века предки его семьи налаживали отношения с Узбекистаном по развитию хлопковой промышленности. В 70х годах дело перешло к тестю. Они старались внедрить новые методы, развить механизацию. После 90х годов стало понятно, что на смену машинному сбору хлопка медленно, но верно приходит ручной труд. Продолжения сотрудничества не получилось…
В 2018 году семью Дэна позвали обратно. Смена режима, курс на инвестиции, возрождение забытых связей, обещания и риски. Вернуться в Узбекистан было своеобразным вызовом после стольких лет забвения. Но они решили продолжить здесь дело, начатое предками почти сто лет назад. Это был вопрос чести.
Дэн привёз с собой огромные хлопкоуборочные машины, комбайны, чтобы минимизировать ручной сбор хлопка. На полях Silverleafe 95% хлопка собирают машины. 5% ― вручную на семена, машинным способом их собирать нельзя. Начали внедрять систему ирригации, чтобы минимизировать расход воды. По словам Дэна, большая часть воды при поливе уходила бесследно. Сейчас, благодаря пульсационному орошению, экономия воды ― до 40%.
Людей стали переобучать на операторов техники. Кстати, оператор у них получает 6,3 млн сумов. Для сравнения, средний оклад оператора в Джизакской области ― 2 млн сумов. Ещё запустили текстильное производство. Улучшили инфраструктуру посёлка, где проживает большинство их работников. Сделали дорогу. Поставили столбы и провели электричество вдоль улиц. Зачем? Дэн уверен, что довольные сотрудники будут работать лучше. Если у них в доме будет комфортно, это отразится на качестве работы. А ещё он привык заботится о том, что его окружает. И сотрудников приучает к тому же. Например, убирать за собой мусор, потому что они там живут и работают. И брошенная на землю бутылка или бумажка ― это неуважение к самому себе.
Рассказывает про местную школу, в которой они налаживали водопровод и отопление. В школе учится более 500 детей. Директор обратился с просьбой периодически подвозить цистерны с питьевой водой. Дэн спросил, зачем. Ему ответили, что уже несколько лет в школе с этим проблемы. Можно было привозить воду, и все были бы довольны. Но Дэна заинтересовала причина проблемы. Выяснили, что где-то далеко от посёлка нехороший незнакомец украл какую-то важную деталь. Деталь заменили, трубы прочистили, водоснабжение восстановили…
У такого поведения есть термин ― «корпоративная социальная ответственность». Но общаясь с Дэном я поняла, что там нет следования тенденциям. Он просто так живёт. У него есть деньги, мог бы путешествовать по миру, ужинать в самых дорогих ресторанах, устраивать пышные вечеринки. Вместо этого он уже два года находится в Пахтакорском районе Джизакской области. И пытается что-то изменить для местных жителей. Дать высокооплачиваемую работу. Показать новую модель агробизнеса. Поддержать юных спортсменок. Научить беречь окружающий мир. Создать условия для комфортной жизни. Просто хочется, чтобы таких предпринимателей было больше.