Половое просвещение – необходимость или пропаганда распущенности?

Тема полового просвещения получает все большее распространение в мире. Однако в Узбекистане она все еще остается табуированной, а вопросы личных границ, сексуальной безопасности и даже репродуктивного здоровья и ЗППП остаются под грифом «уятно».

Что такое половое воспитание, что и в ком нужно воспитать и как не развратить молодежь разговорами о гениталиях — эти и другие вопросы обсуждаем вместе с психологом проекта Nemolchi.uz Лианой Натрошвили и автором блога о гинекологии Ситорой Мусаевой.

Что такое половое воспитание

Вопрос полового воспитания всегда вызывает острые дискуссии. И пока одни страны вводят половое просвещение в обязательную школьную программу, в более консервативных государствах, в том числе в Узбекистане, не принято поднимать эту тему. Многие люди ошибочно считают, что половое воспитание — это практические навыки для ведения половой жизни, и уверены, что оно прямо пропорционально уровню распущенности.

На самом деле половое просвещение охватывает множество важных аспектов, в числе которых:

  • межличностные отношения,
  • половое созревание,
  • репродуктивное здоровье,
  • контрацепция,
  • культура согласия и многое другое.

Эти темы не преподают всем и сразу, а постепенно преподносят в соответствии с возрастом и уровнем развития обучающихся.

Например, Всемирная организация здравоохранения совместно с ООН разработали Международное техническое руководство по сексуальному образованию[1], которое включает научно обоснованные рекомендации по обучению с учетом возраста детей. Так, например, при изучении личной неприкосновенности детям 5-8 лет специалисты советуют объяснять, что каждый вправе сам решать, кто, где и каким образом может дотрагиваться до их тела, а также как реагировать, если чье-то прикосновение вызовет у них дискомфорт. С подростками 15-18 лет в рамках изучения этого же понятия рекомендуют обсуждать культуру согласия и факторы, которые влияют на способность дать согласие или отказ (например, алкоголь, гендерное насилие, бедность, дисбаланс власти). Таким образом, половое воспитание выстраивается как поэтапный процесс.

Для более глубокого изучения темы мы попросили психолога, практикующего сексолога Лиану Натрошвили ответить не несколько важных вопросов о половом просвещении.

Где находится грань между половым воспитанием, которое будет полезным, и половым воспитанием, которое приведет к распущенности? И как за нее не перейти?

Этой грани не существует. То есть так же, как мы ребёнка не можем перелюбить, так же мы не можем его «переучить» так, чтобы он стал распущенным. Мы, как родители, только закладываем основы. И никоим образом воспитание, в частности сексуальное, не может привести ребёнка к распущенности. Чем у нас больше информации, тем более мы в безопасности и тем более мы защищены. Наша задача информировать, максимально помогать, чтобы всё, что происходит с ребёнком, было безопасно, не вредило его здоровью и жизни. Привносить в это оттенки пошлости, грязи, низменности можем только мы, как родители, и нам хорошо бы этого не делать.

Интересные материалы:

  1. Международное техническое руководство по сексуальному образованию — https://iite.unesco.org/wp-content/uploads/2018/07/ITGSE-2018-Rus.pdf