Женщины принимали активное участие в джадидистском движении Туркестана и смело реализовывали свои мечты и цели. В результате в различных городах Туркестанской области стали возникать современные школы и школы для девочек в «российском стиле».
⠀
Умные и просвещенные отцы не возражали против обучения дочерей в этих школах. Талантливые девушки, обладающие достаточными религиозными и светскими знаниями, после окончания школы начали служить своему народу, выбрав такие профессии, как журналистика, педагогика и медицина.
⠀
В Туркестане «новометодные» школы, называемые «аль-джадия» или «усули савтия», наряду с сохранением мусульманских элементов объединяли в себе компоненты новых способов современного обучения, предусматривающих применение оригинальной методики, изучение иностранных и русского языков, светских наук, ослабление влияние духовенства на школу. Особое внимание в них уделялось интеграции национальных и религиозных традиций народа.
⠀
В результате целая группа туркестанских просветителей приступила к образовательной реформе, одним из элементов которой было обучение грамоте на родном языке. Большинство «новометодных» школ до 1910 года использовались учебники, написанные на татарском языке.
⠀
Первые учебники на сартовском (узбекском) наречии следовали конкретным методическим целям, соответствующие возрасту и мировоззрению учащихся, которые способствовали обучению чтению и письму в короткие сроки.
⠀
В 1903 году вышла книга Али Аскара Калинина «Му‘аллими сани» (Книга для чтения). Первым учебником, написанном на местном языке, стала азбука автора С. Саидазизова, «Устоди авваль» изданная в 1902 году. Использовались эти учебники до 1930 года. А первая азбука для обучения детей «туземцев» в русско-туземных школах была написана инспектором народного образования В. Наливкиным «Сартовско-персидская хрестоматия».
По данным турецкого ученого Рожи Чакироза, в 1918 году в Ташкенте действовало 72 джадидские школы.
⠀
Первые «новометодные» школы в крае открывались по инициативе и на финансовые средства прогрессистов из числа представителей местных национальностей. Например, ещё в 1893 году в Самарканде на средства Абдульгани Хусаинова была открыта «новометодная» школа. Обучение в них длилось три или четыре года.
⠀
Продолжение завтра
⠀
Подготовили Росина Ангалышева и Шохрух Саъдуллаев
⠀
#НеМолчиУз #спецпроект_немолчи #женщинывистории #ўзлик
Голоса Джадидов: образовательные реформы и новометодные школы
Женщины принимали активное участие в джадидистском движении Туркестана и смело реализовывали свои мечты и цели. В результате в различных городах...
8