Что необходимо изменить в законодательстве Узбекистана по борьбе с домашним насилием

К сожалению, законодательство Узбекистана ограничивает возможность возбуждения уголовного дела по заявлениям третьих лиц в случае домашнего насилия, так как многие из таких преступлений остаются сферой частного обвинения. Несмотря на то, что в ЗРУ о защите женщин от притеснений и насилия закреплены четыре вида насилия над женщинами, действующие законы недостаточно защищают женщин от данного вида преступлений. В Украине, например, есть отдельный Закон о предотвращении и противодействию домашнему насилию, а в Узбекистане нет даже отдельной статьи за подобные преступления.

20 рекомендаций от Ирины Матвиенко, основательницы Nemolchi.uz, как оптимизировать законодательство Узбекистана в сфере защиты прав женщин

  1. Определить, что любое преступление, совершённое в отношении своих родственников (степень родства можно прописать в отдельном списке) является отягчающим обстоятельством и предполагает более суровое наказание.
  2. Сократить список статей, по которым возбуждение дела возможно только по заявлению потерпевших, принимая во внимание, что такая практика способствует сокрытию фактов насилия в семье.
  3. Пересмотреть список статей, по которым закрытие дела возможно на основании примирения сторон, либо включить, что примирение сторон недопустимо в случае насилия в семье.
  4. Ввести наказание за экономическое и психологическое насилие.
  5. Определить, что служит доказательной базой для подтверждения фактов экономического и психологического насилия. При необходимости, ввести изменения в Уголовно-процессуальный кодекс.
  6. Внедрить практику привлечения агрессоров по статье 110 УК «Истязание», если речь идёт о насилии в семье. Так как домашнее насилие носит периодический характер, а это является одним из признаков состава преступления по данной статье (можно отталкиваться от пояснения к данной статье в УК Украины).
  7. Выделить домашнее насилие в отдельное правонарушение в КоАО и УК.
  8. Пролонгировать срок действия охранных ордеров вплоть до 1 года с возможностью дополнительного продления.
  9. Исключить штрафы как меру ответственности, если преступление произошло в отношении близких родственников. Штраф выплачивают из общего семейного бюджета, таким образом косвенно наказывают жертву. Это останавливает потерпевших от обращения в органы, чтобы не пострадал семейный бюджет при наказании обидчика. Заменить штрафы на принудительные общественные работы или арест, тюремное заключение, если речь идёт о домашнем насилии.
  10. Если риски повторного насилия достаточно высоки, нужно предусмотреть в охранных ордерах полный запрет на любые контакты агрессора с жертвой. А также суровое наказание за нарушение такого запрета, вплоть до уголовного. Важно, чтобы у сотрудников органов внутренних дел была возможность налагать такой запрет и выписывать охранные ордера даже в случае отказа потерпевшей писать заявление. Таким образом обеспечивается решимость государства в борьбе с домашним насилием.
  11. Ужесточить наказание за нарушение охранного ордера.
  12. Предоставить сотрудникам органов внутренних дел полномочия, в зависимости от ситуации, отправлять на принудительное лечение лиц, страдающих алкоголизмом, даже если члены семьи отказываются писать заявление об этом. Судя по новостям, многие преступления в семье осуществляют в состоянии алкогольного опьянения.
  13. Предусмотреть смягчение наказания, если женщина, находящаяся в ситуации домашнего насилия, совершила одно из уголовных преступлений в отношении своего супруга или партнёра.
  14. Пережившие насилие могут потерять работу, так как отсутствуют из-за телесных повреждений или иных последствий насилия, вынуждены подыскивать жильё или посещать судебные заседания. Необходимо предусмотреть возможность сокращения рабочего времени, дополнительный оплачиваемый отпуск или изменение графика работы для переживших насилие. Аналогичные изменения нужно внести в законодательство для тех случаев, когда лица, совершившие насилие, будут проходить обязательную коррекционную программу.
  15. Жертвы насилия могут переезжать в другие места, чтобы защитить свои жизнь и здоровье. Нередко они переезжают вместе с детьми. Необходимо предусмотреть возможность оперативного устройства детей жертв насилия в детские сады и/или школы по новому месту жительства.
  16. Государство должно взять на себя обязательства по выплате декретных и пособий по уходу за ребёнком всем женщинам. Сейчас, когда эта ответственность возлагается на бизнес (если речь не о трудоустройстве в гос.учреждения), предпринимателям невыгодно принимать женщин на работу из-за её возможного декрета и расходов, которые понесёт бизнес в связи с этим. Таким образом женщины могут потерять источник дохода.
  17. Необходимо внедрить меры, указанные в Пособии ООН по разработке законодательства по вопросам насилия в отношении женщин, включить указанные там механизмы по работе судов, полиции, прокуратуры и так далее. Также необходимо учесть рекомендации, указанные в Дополнении к данному пособию.
  18. Принять во внимание, что домашнее насилие в отношении женщин – это гендерное насилие, которое пронизывает все сферы жизни. И связано со стереотипами и вредными практиками по отношению к женщинам, которые возникли в обществе. Необходимо законодательно определить понятие домогательства к женщинам и предусмотреть за него ответственность. Так как и домогательства, и изнасилования, и домашнее насилие – всё звенья одной цепи. Ранее мы обращались к Парламенту Узбекистана с просьбой принять меры по защите женщин и девочек от домогательств. К сожалению, никакой реакции на это обращение не было.
  19. В соответствии с перечнем вопросов от КЛДЖ по 6 периодическому докладу от Узбекистана «просьба сообщить о планах по установлению прямой уголовной ответственности за все формы гендерного насилия в отношении женщин, в том числе за семейно-бытовое насилие и изнасилование в браке, проведению расследований и судебных преследований ex officio и включению в Уголовный кодекс определения изнасилования и других форм сексуального насилия, основанного на отсутствии согласия». Необходимо проработать эти моменты и включить в соответствующие НПА. Судебную практику по делам об изнасилованиях также необходимо пересмотреть, так как там не рассматривается понятие согласия (современный подход). Угрозы также сложно доказать. Кроме того, если жертва не сопротивлялась (замирание – одна из возможных реакций организма в случае опасности), изнасилование практически недоказуемо. Касательно дел об изнасилованиях несовершеннолетних сейчас «добросовестное заблуждение, возникшее на основании того, что потерпевший выглядит взрослее своего возраста, исключает вменение виновному лицу данных квалифицирующих признаков». Следует понимать, что это обязанность партнёров узнавать и, при необходимости, проверять возраст друг друга. То, что жертва выглядела старше не может снимать ответственности за изнасилование несовершеннолетней. Этот пункт постановления пленума также требует пересмотра: «Не может квалифицироваться по статье 118 или 119 УК действия лица, которое путем домогательства, обмана или другим подобным способом склоняло потерпевшего к половому сношению или удовлетворению половой потребности в противоестественной форме без применения насилия, угроз или использования беспомощного состояния потерпевшего. Более подробные рекомендации по борьбе с сексуализированным насилием представлены в совместном докладе Nemolchi.uz и Equality Now.
  20. Необходимо понизить возраст уголовной ответственности в случае изнасилования, а также возбуждать дела по соответствующей статье, а не покрывать преступников. Пример 1: В Кашкадарье восьмиклассница забеременела от родственника-сверстника, который приходил в дом под предлогом помощи и неоднократно подвергал её сексуальному насилию. Следственный отдел при ОВД Камашинского района возбудил уголовное дело по статье 128 УК РУз (Вступление в половую связь с лицом, не достигшим шестнадцати лет). Затем следователь прекратил уголовное дело на основании п. 7 ч.1 ст.84 УПК РУз, потому что подозреваемый на момент совершения преступления не достиг возраста уголовной ответственности. Получается, что насильник не понёс ответственности. Пример 2: в прошлом году был в Хорезмской области восьмиклассницу изнасиловали четыре одноклассника. Дело закрыли, потому что они несовершеннолетние. Такой подход показывает молодёжи с раннего возраста, что можно насиловать женщин, и это сойдёт с рук по закону.

Также рекомендуем ознакомиться с рекомендациями Гульноры Ишанхановой, руководительницы правового отдела ННО «Оила», свободной соискательницы ТГЮУ.