Хиджаб и образование

Хиджаб и образование

Право на свободу совести и вероисповедания на примере запрета на ношение хиджаба в образовательных учреждениях

 

Международная практика

В 1995 году Узбекистан присоединился к Международному пакту о гражданских и политических правах (МПГПП) и обязался соблюдать его положения. Вопрос ношения религиозной одежды связан с п.1 ст. 18 МПГПП, который гарантирует каждому человеку право на свободу мысли, совести и религии, право самостоятельно определять свою веру, религию и убеждения единолично или сообща в частном или публичном порядке. Согласно п. 4 ст. 18 МПГПП государства-участники должны уважать право родителей и, в соответствующих случаях, законных опекунов на религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии с собственными убеждениями. Аналогичные права почти дословно прописаны в п.3 ст. 13 Международного пакта об экономических социальных и культурных правах 1966 г. (МПЭСКП). Эти международные документы закрепляют  взаимосвязь религиозных убеждений с реализацией права на образование, а также возможность родителей воспитывать своих детей, отталкиваясь от собственных убеждений.

Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования определяет дискриминацию как всяческое различие, исключение, ограничение по признаку пола, которое ограничивает или нарушает доступ к образованию (Узбекистан ратифицировал данную Конвенцию в декабре 1997 года). Кроме того, согласно ст. 10 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, государства-члены данной Конвенции обязаны ликвидировать все случаи ограничения доступа к образованию, чтобы у женщин были равные возможности наравне с мужчинами для получения образования (Узбекистан присоединился к данной Конвенции в июне 1995 года).

 

Позиция государств Западной Европы

Ограничения на ношение религиозной одежды в основном касаются  начальной и средней школы. 15 марта 2004 года во Франции был принят закон, запрещающий ношение религиозной одежды на всех уровнях школьного образования, но данные правила не распространяются на государственные университеты.

В Бельгии ношение религиозных символов определяется внутренним регламентом и уставом каждого образовательного учреждения.

В Австрии, Германии, Нидерландах, Испании, Швеции, Швейцарии и Великобритании можно носить религиозную одежду на всех уровнях образовательной ступени. Вышеперечисленные страны рассматривают ношение такой одежды, учитывая, будет ли конкретный случай нарушать права других лиц, национальную безопасность, общественный порядок, общественное здоровье и нравы. В большинстве случаев данный вопрос определён во внутреннем регламенте или уставе образовательного учреждения.

 

Позиция Европейского суда по правам человека (далее ЕСПЧ)

10 ноября 2005 года ЕСПЧ в Страсбурге рассмотрел дело «Лейлы Шахин против Турции» (жалоба №44774/98).

Хиджаб и образованиеЛейла воспитывалась в традиционной мусульманской семье и носила хиджаб. Она 

училась на медицинском факультете им. Джеррахпаши Стамбульского университета. На 5 курсе её обучения, 23 февраля 1998 г. проректор Стамбульского университета запрети

л пускать на лекции, курсы и консультации студенток в хиджабе. Данное решение было принято на основании  Конституции, законов и подзаконных актов согласно судебной практике Государственного Совета и Европейской комиссии по правам человека. С 12 марта 1998 г. Лейлу Шахин перестали пускать в университет, из-за чего она находилась на грани отчисления.

В Турции был принят Закон о форме одежды №2596 от 3 декабря 1934 г., запрещающий ношение религиозной одежды на местах, не являющимися местами богослужения или отправления религиозных обрядов, и этот закон игнорировал религиозные убеждения и вероисповедание.

Конституционный суд Турции отметил, что студенты должны находится и получать образование в спокойной атмосфере терпимости и взаимной поддержки, не отклоняясь от этой цели символами религиозной принадлежности. Ношение культовой одежды не соответствует принципу нейтральности государственного образования, порождая конфликты между студентами с разными религиозными убеждениями, а также нарушает принцип отделения церкви от государства и равенства, закрепленный Конституцией Турецкой Республики.

Исследовав все обстоятельства дела, ЕСПЧ постановил, что  инструкции, принятые в Стамбульском университете были вмешательством в право госпожи Шахин исповедовать свою религию. Однако Суд указал, что данное вмешательство было предписано законом и преследовало соответствующие цели согласно п.2 ст.9 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.: «Свобода исповедовать свою религию или убеждения подлежит лишь тем ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья и нравственности или для защиты прав и свобод других лиц».

Исходя из этого, ЕСПЧ решил, что данное вмешательство было обоснованным и соразмерным преследуемым целям и может рассматриваться как «необходимое в демократическом обществе».

Позиция Республики Узбекистан

 

1 марта 2022 года в Гулистанском Государственном университете нескольким студенткам не разрешили войти в вуз из-за того, что девушки носили религиозную одежду.

Рассмотрим, как это связано с международной практикой и нормативно-правовыми документами Узбекистана.

  • По статье 5 Закона «О свободе совести и религиозных организациях» один из приоритетов гарантий свободы совести — создание равных условий реализации прав граждан независимо от их отношения к религии через обеспечение религиозной толерантности в обществе. Статья 8 этого Закона обеспечивает право на получение светского образования независимо от  отношения граждан к религии.
  • Статья 4 Закона «Об образовании» устанавливает недискриминацию и обеспечение равных возможностей для получения образования всеми гражданами. Статья 5 устанавливает равные права на получение образования независимо от пола, расы, национальности и религии.
  • Статья 48 Закона «Об образовании» гласит, что учащиеся обязаны выполнять правила внутреннего распорядка образовательного учреждения. Поэтому образовательное учреждение может установить требования к внешнему виду учащихся, включая ношение религиозных атрибутов.

 

Права человека согласно юридической доктрине по возможностям ограничений подразделяются на абсолютные и относительные. Абсолютные права прописаны во Всеобщей декларации прав человека 1948 года. Они присущи человеку с рождения и не могут быть ограничены со стороны государства: право на жизнь, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, свободный доступ к правосудию и т.д.

Право на образование «правом второго поколения» относительным правом, то есть государство может его регулировать, чтобы создать социальные и экономические условия в стране для реализации данного права всеми гражданами.

Принятие Международного договора не означает, что государство обязано немедленно и полностью исполнять установленные там относительные права. В отношении права на образование участие государства в МПЭСКП означает, что государство будет стремиться к тому, чтобы гарантировать получение образования каждым человеком, но при этом будет устанавливать определенные правила и условия для реализации данного права каждым человеком, сохраняя светский характер образования.

 

Таким образом, ношение религиозного платка в общественных местах разрешено согласно закону «О свободе совести и религиозных организациях», однако образовательное учреждение может ограничить такую возможность на своей территории, если это предусмотрено его внутренним регламентом в соответствии с законом «Об образовании».

 

Напомним, что внутренний распорядок, права и обязанности учащихся и работников указаны во внутреннем регламенте образовательного учреждения. Прежде чем подписывать какой-либо документ, ознакомьтесь со всеми прилагаемыми и упомянутыми нормативно-правовыми актами, чтобы, при необходимости, вы могли оспорить свои нарушенные права в суде.

 

Использованная литература:

 

  1. https://lex.uz/ru/docs/5013009
  2. https://lex.uz/docs/5491541
  3. https://lex.uz/docs/2638212
  4. https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml
  5. https://www.echr.coe.int/documents/convention_rus.pdf
  6. https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml
  7. https://www.dissercat.com/content/pravo-na-obrazovanie-v-rossiiskoi-federatsii-v-usloviyakh-globalizatsii
  8. http://lexed.ru/obrazovatelnoe-pravo/knigi/spasskaya2005/21.php
  9. https://fcoz.ru/obrazovatelnoe-pravo/knigi/spasskaya2005/21.php

 

Материал подготовила Хонимпошшо Рашидова