В редакцию Nemolchi.uz обратилась девушка, которая сообщила, что она и её сестра (девушки уже совершеннолетние) неоднократно подвергались насилию и нарушению прав со стороны своей матери, Хасановой Шахнозы, которая является директрисой школы №18 в Джизаке. Публикуем сообщение одной из сестёр:
«Вот уже 3 года я живу в Ташкенте, где одновременно учусь и работаю. 31 октября 2024 года меня насильно выдали замуж за парня, к которому я была категорически не согласна, закрыв меня дома и избивая. После этого меня в течение недели принуждали к половым отношениям. 6 ноября меня отвели к двум гинекологам для проверки девственности. Они подтвердили, что я девственница.
Я тут же позвонила на номер 102 и вернулась домой в Мирабад (Мирабадский район Ташкента – прим.редакции), так как они хотели меня изнасиловать. <…> у нас с этим парнем не было ни официального, ни религиозного брака. Ни один имам не согласился провести религиозный брак, так как он не был зарегистрирован официально. После того как я вернулась домой, моя мама снова начала меня бить и хотела вернуть к жениху.
К счастью, в Мирабаде участковый Обид ака и женщина Мадина опа, работающая с девушками, увидели, в каком состоянии я нахожусь, и вместе с напарником оформили мне защитный ордер и отправили в реабилитационный центр. После выхода из центра моя мама все равно забрала меня в Джизак, чтобы снова помирить с женихом. Тогда я обратилась в правозащитный центр, к представителям Института прав человека и снова на номер 102.
Участковый в Джизаке из махалли видел, как мама избивала меня, доводя до крови, но не предпринял никаких действий. Перед тем как уйти, я умоляла ее не забирать меня из дома, но она не послушала. Моя мама занимает очень высокую руководящую должность в Джизаке, поэтому ей все подчиняются. <…> Никто не пришёл посмотреть, что со мной произошло, они просто звонили по телефону и закрывали дело. В Джиззаке у моей мамы много знакомых, подруг и друзей, поэтому я уверена, что даже хоким ничего не может сделать. <…> Моя мать заперла меня дома, говоря, что я не живу с тем парнем, которого она выбрала.
На прошлой неделе меня снова сильно избили из-за домашних дел. Моя голова сильно болела, образовалась гематома, а синяки на спине почернели и затвердели. Я воспользовалась тем, что замок был сломан, и сбежала в Ташкент к своей сестре. Сестра мне помогла.
Но моя мама снова приехала ночью и попыталась увезти меня. Утром я позвонила в 102, потому что дома снова был конфликт. Я рассказала милиции, что мама ночью забрала у меня все деньги и телефоны, показала доказательства. Участковый сказал, <…> что нужно уладить этот вопрос в Джиззаке. Тогда моя мать снова пришла домой, привела двух мужчин, меня и сестру снова заставили сесть в машину, завязали нам рты и отвезли в Джиззак. Я умоляла милицию помочь нам, хватала их за форму, когда нас вытаскивали из дома. На глазах милиции 21-летнюю и 20-летнюю девушек затащили в машину и увезли, но никто из них не вмешался. На камерах домофона есть запись, как нас силой увозят.
Меня и мою сестру отвезли в Джиззак, затем в деревню. Никто не вызывал милицию, а если бы и вызвали, всё равно ничего бы не сделали. Мне сказали, что я никогда не должна звонить в милицию.
В настоящее время моя сестра не ходит ни на учёбу, ни на работу. Она училась в Национальном университете. Я в этом году вообще не ходила на учёбу. Меня уволили с работы, а теперь они хотят сделать то же самое с моей сестрой. У нас есть все фотографии, всё зафиксировано. Я обращалась к вам месяц назад, и снова прошу вас о помощи. На этот раз не только для себя, но и для моей сестры. Мы хотим учиться и работать. Пожалуйста, помогите нам сохранить наши учёбу и работу. Сейчас моя мама забрала все телефоны, деньги и ключи от дома в Ташкенте. Мы сейчас находимся в квартире на седьмом этаже в Джиззаке. Мама заперла нас там и ушла. Мы не можем сообщить никому, кроме вас. Пожалуйста, помогите нам, спасите нас».
Позавчера, получив сообщения девочек, мы передали их в уполномоченные инстанции, чтобы дело было под контролем в МВД. Однако, когда комиссия вечером пришла по указанному адресу, дверь никто не открыл — взламывать дверь без санкции прокурора никто не имел права. Вчера утром комиссия вернулась уже с санкцией прокурора, однако в квартире никого не было. Тем не менее, удалось найти девочек — мать скрыла их в квартире соседки этажом выше.
На теле одной из сестёр есть синяки и гематомы, вчера они написали заявление на мать, им выдали охранный ордер и разместили в комнату первичной помощи. К делу девочек подключилось районное УВД и центр Инсон. По имеющейся у нас информации, мать клевещет на своих дочерей, обвиняя их в проституции — однако это ложь, она ничем не гнушается, чтобы обманом вытаскивать их из государственной защиты и продолжать насилие.
Более того, редакции стало известно, что из Ташкента уже звонят люди местным сотрудникам, вовлечённым в помощь девушкам, и пытаются оказать на них давление. Остановитесь, пожалуйста, не мешайте людям на местах работать! Благодарим всех, кто помогал и помогает девочкам защитить свои права: Обид-ака, Мадина-опа, Умида Хазратовна и неравнодушные люди в Джизаке, которые делают свою работу, и чьи имена мы не будем называть, чтобы на них не давили.
Мы опасаемся, что мать, используя свои связи, продолжит свои незаконные действия. Девочек нужно перевезти в Ташкент, они должны учиться и работать. Насильственное удержание, принуждение к вступлению в брак, нарушение охранных ордеров, избиения – неужели это недостаточно, чтобы привлечь мать к ответственности? И, конечно, все, кто покрывал и покрывает преступные действия матери, все кто действовал и бездействовал в её интересах – должны понести ответственность.