Мы анализируем законопроект по укреплению защитыженщин и детей, представленный Министерством Юстиции Узбекистана в серии постов, показывая, какие недочёты в нём имеются. Этот законопроект мы сравниваем с вариантом от рабочей группы при Сенате, в которую также входили представители нашего проекта. Сегодня мы рассмотрим статью 128 УК РУз.
Полная версия законопроекта от рабочей группы при Сенате:
Статья 128. Вступление в половую связь с лицом, не достигшим шестнадцати лет
Половое сношение или удовлетворение половой потребности в противоестественной форме с лицом, достигшим четырнадцати лет, но не достигшим шестнадцати лет, —
наказывается лишением свободы от пяти до восьми лет с пожизненным лишением определенного права.
Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные:
a) с применением обмана и злоупотребления доверия;
б) в отношении лица, заведомо для виновного имеющего признаки инвалидности, —
наказываются лишением свободы с восьми до одиннадцати лет с пожизненным лишением определенного права.
Те же действия, совершенные:
а) повторно, опасным рецидивистом или лицом, ранее совершившим преступления, предусмотренные статьями 118, 119, 121, 129, 130 (2), 130 (3) и 131 (1) настоящего Кодекса;
б) в отношении члена семьи, близкого родственника или лицом, выполняющим обязанности по воспитанию и заботе о несовершеннолетнем, а также педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, на которое законом возложены обязанности осуществлять надзор за несовершеннолетним, —
наказываются лишением свободы от одиннадцати до пятнадцати лет с пожизненным лишением определенного права.
Примечание: По данной статье не подлежит уголовной ответственности несовершеннолетний, если разница в возрасте между ним и лицом, не достигшим шестнадцати лет, составляет не более трех лет и нет признаков преступлений, предусмотренных статьями 118, 119, 121 и 128 часть 2 б и статьей 128 часть 3 б) настоящего кодекса.
Что предлагает версия МинЮста по 128 статье?
1) В части первой версии Министерства Юстиции не указаны возрастные ограничения, тогда как часть третья данной версии косвенно ставит ограничение части первой. Предлагается применять часть третью, при условии того, что жертва младше 14 лет.
В версии рабочей группы предлагается указать конкретные возрастные рамки, без размытого «лица, не достигшего 16-ти летнего возраста». Мы считаем, что согласно действующему законодательству лица младше 14-ти лет являются малолетними, находящимися в беспомощном состоянии, и согласно нормам статьи 56 УК РУз это становится отягчающим признаком при совершении преступлений.
2) В версии Министерства Юстиции, в отличие от предложенной версии рабочей группы, указывается условие заведомости не достижения потерпевшим лицом 16-ти летнего возраста. Важно понимать, что лица, не достигшие 16 лет, даже если выглядят старше своего возраста, психологически незрелы. Поэтому закон должен быть суров в таких случаях, исключая заведомость.Закон не запрещает попросить предъявить паспорт у лица, с которым другое совершеннолетнее лицо намеревается вступить в половую связь, а отказ в предъявлении документа или его отсутствие, уже служит подтверждением о не достижении лица возраста 16-ти лет.
3) Министерство Юстиции предлагает снизить сроки наказания во второй части данной статьи с 5 до 8, вместо предложенных рабочей группой 8-11 лет лишения свободы, а в третьей части с 10 до 15 лет лишения свободы, вместо предложенных рабочей группой с 11 до 15 лет лишения свободы.
Почему рабочая группа предложила срок от 8 лет? В соответствии со ст.15 Уголовного кодекса тяжкими признаются умышленные преступления, за которые установленный законом срок наказания составляет 5-10 лет. К особо тяжким – умышленные преступления, за которые срок наказания превышает 10 лет. Мы полагаем, что вступление в половую связь с лицом, не достигшим 16-ти летнего возраста могут являться тяжким преступлением, так как содержит в себе элементы гендерного насилия, покушение на честь и достоинство личности и обычно влечёт за собой длительную психологическую травму. Такие преступления надолго укореняются в сознании жертвы.
4) В версии Минюста в санкциях части первой, второй и третьей статьи 128 нет пожизненного лишения определенного права, предложенного в полной версии рабочей группы. Оно также отсутствовало и в предложенной ими редакции 118 и 129статьях.
МЮ не считает обязательным ставить подобные преграды для лиц, совершивших такие преступления, предоставляя им дальнейшую возможность тесно контактировать с несовершеннолетними. Не ставя между преступниками и их потенциальными жертвами преграды, как государство может гарантировать защиту несовершеннолетних?
5) В части третьей статьи 128 в версии Министерства Юстиции пункт «а» необходимо исключить. Как указывалось выше, совершение преступления в отношении лица не достигшего 14-ти летнего возраста (т.е. малолетнего), является отягтяющим преступление фактором. Вступление в половую связь с лицом не достигшим 14-ти летнего возраста, по мнению рабочей группы, следует квалифицировать по части 4 статьи 118 УК РУз, как малолетнего лица, находящегося в беспомощном состоянии, и расценивать как особо тяжкое преступление.
6) В части третьей статьи 128 в версии Министерства Юстиции пункт «в» изложен в укороченной версии, в которой исключены слова о совершении данного деяния «в отношении члена семьи». Полная формулировка позволит ужесточить наказание для других членов семьи (не только близких родственников), которые, воспользовавшись доверием несовершеннолетней жертвы или её зависимым положением, вступили в полову связь с лицом, не достигшим 16-ти летнего возраста.
7) Формулировка примечания в версии Министерства Юстиции, предусматривает разницу только в 2 года (с 16 до 18 лет) и не предусматривает условия, о том, что в действиях виновного лица не должны присутствовать насильственные действия и присутствовать обоюдное согласие лиц, вступивших в половую связь. Версия Рабочей группы предусматривает разницу в 3 года и предусматривает ряд исключений, чтобы предотвратить уход от ответственности в случае вступления в половую связь с применением насильственных действий или принуждения.
—————————————————————————-
Представители нашего проекта считают, что вступление в половую связь с несовершеннолетними должно жестко наказываться. Законодательство не должно допускать лазеек для преступников. Также вступление в половую связь с малолетним должно рассматриваться как изнасилование.
Вы можете оставить свой комментарий под законопроектоми потребовать ужесточить наказание для лиц, вступивших в половую связь с лицами младше 16 лет, предусмотреть ужесточение для членов семьи, педагогов и лиц, осуществляющих надзор, воспитание и лечение:https://regulation.gov.uz/oz/d/75074
Нигина Худайбергенова
#НеМолчиУз #Законы