В прошлой публикации мы осветили, что такое язык СМИ и медиа и как он влияет на гендерное неравенство. Сегодня мы рассмотрим исследование узбекистанских медиа.
Причём тут Узбекистан?
Часто в комментариях под нашими постами мы читаем об особом «менталитете», в который уже заложено неравенство мужчин и женщин. Но и такое мировоззрение целой страны складывается не только из воспитания в семье, но и влияния массовых источников информации, массовой культуры.
В Немолчи регулярно присылают отрывки из узбекоязычной программы, аналога российской «Давай поженимся» (название знаем, не хочется лишний раз пиарить, в интернете вы найдёте сотни сцен оттуда, которые отправились в свободное плавание). Эта программа – лучшая иллюстрация того, как годами укрепленные гендерные стереотипы продолжают культивироваться в головах нового поколения через телевидение.
Нозима Давлетова, директор Фонда Масс Медиа, специально для проекта ПРООН в Узбекистане в 2020 году проводила исследование узбекских медиа. Объекты анализа – популярные современные узбекские фильмы. Они были проанализированы по следующим категориям:
- Презентация женских образов в фильмах
- Степень ответственности, которую несли главные герои
- Отношения между женскими и мужскими персонажами
- Как через фильм транслируется мужественность и женственность
Все фильмы, сериалы и мультфильмы имели мужские и женские ролевые модели. В анализе также рассмотрели их характеристики и выражения.
Результаты анализа ниже:
По результатам анализа видно, что медиа в Узбекистане не только поддерживают, но и создают новые гендерные стереотипы, накладывая на женский образ национальные традиции.
Женщины из отечественных фильмов и сериалов никак не демонстрируют роль сильного, образованного человека с лидерскими качествами, напротив, они боятся и избегают типично «мужских» сфер.
Зрители обоих полов закрепляют такой женский образ в сознании, транслируя это видение и на реальную жизнь.
Нигина Худайбергенова