Как родители нарушают личные границы детей и почему это опасно

Каждый человек имеет право на личные границы, ребёнок — не исключение. Зачастую взрослые (особенно родители) нарушают границы детей. Но нарушения личного пространства ребёнка — это далеко не безобидное явление. Каким образом это происходит и какие последствия могут иметь такие нарушения?

Как формируются личные границы ребёнка?

Когда ребёнок рождается, личных границ у него ещё нет, поэтому родители, решая всё за него, ничего не нарушают.

Границы начинают формироваться по мере взросления ребёнка. И здесь очень важно, чтобы родители помогли малышу сформировать здоровые личные границы. Ведь это влияет не только на характер ребёнка, но и на безопасность и способность сказать «нет».

Когда малыш достигает определённого возраста (два или три года), он стремится делать всё самостоятельно. Очень важно в этот момент дать ему такую возможность (разумеется, родители могут наблюдать и вмешаться в случае возникновения какой-то опасности).

Если в случае с младенцем уместно говорить «нам годик», «мы заболели», «у нас заболел животик», то по достижении ребёнком определённого возраста нужно перестать это делать. Потому что ребёнок должен ощущать себя отдельной личностью, а не продолжением кого-то.

Как родители нарушают границы ребёнка?

  1. «Пока не съешь — не выйдешь из-за стола».
    К сожалению, многие родители грешат подобным нарушением границ ребёнка. Если ребёнок не хочет есть или доедать, не заставляйте. Он сам попросит вас, когда проголодается. Если ребёнок часто не доедает, задумайтесь над уменьшением порции.
  2. «Не ной! Не плачь! Не реви!» — это нарушение эмоциональных границ. Нельзя запретить человеку выражать свои эмоции. Даже если он подавит обиды и злость, это не значит, что негативные эмоции исчезнут. Они будут накапливаться внутри пока в один прекрасный день не выльются в виде агрессии, капризов и раздражения.
  3. Входят в комнату ребёнка, не постучав. Запомните, сначала нужно постучать (особенно, в комнату ребёнка, которому больше 6 лет), и только потом, если ребёнок разрешил, войти. Также приучите детей стучать в комнату родителей.
  4. Целуют и обнимают ребёнка, когда он этого не хочет. Заставляют целовать и обнимать бабушек, дедушек (и даже незнакомых ему людей), когда ему этого не хочется.
  5. Пристыжают и позорят детей при его друзьях (и даже при посторонних людях), или грозят рассказать его друзьям о его поведении. Запомните: говорить с детьми нужно только тет-а-тет, никаких посторонних ушей.
  6. Бьют детей по лицу, по рукам, шлёпают. Как часто вы становились свидетелями сцены, когда ребёнок упал, а родители вместо того, чтобы успокоить и так напуганного ребёнка, отвешивают ему подзатыльник или начинают на него кричать?
  7. Переодевают при посторонних людях (речь не о грудничках, конечно, а о детях, которым 2 года и выше). Запомните: так делать нельзя!

Какие последствия может иметь нарушение границ?

Личные границы — это не только уверенность в себе, но и безопасность. Если ребёнок не видит границ, это может привести к печальным последствиям. Например, его могут подбить на совершение преступления.

— Если родители будут брать вещи ребёнка без спроса, то у него сформируются искажённые представления, что он тоже может без спроса взять/украсть чужое.

— Ребёнка, которого не научили говорить «нет», легко могут подбить попробовать наркотики, алкоголь.

— Ребёнок, которому не давали высказывать мнение (вспомните: «молоко на губах не обсохло, а уже умничает!»), вырастет робким, неуверенным, не умеющим отстаивать свою позицию человеком.

— Ребёнок, которого вечно били, может вырасти жестоким.

— Ребёнок, которому запрещали плакать или выражать эмоции, в дальнейшем может стать агрессивным.

Родители должны понимать: человек, у которого сформированы здоровые границы, самостоятельно управляет своей жизнью. Он делает то, что хочет он, а не то, что от него ждут другие.

Самое главное — границы защищают от различного вида насилия и домогательств. Таким образом ребёнок будет знать, что никто не имеет права трогать его. Сам он тоже не будет нарушать границ окружающих.