Медиа-кампании против насилия: три самые частые ошибки
1️⃣ Демонстрация сцен насилия. Нередко в визуальных материалах изображают сцены насилия, а потом женщину, которая ушла из этой ситуации и теперь живёт счастливо. Хотя демонстрация сцен насилия может быть приемлема в определенном сценарии, в целом это является неэтичным и противоречит принципу бережного подхода к пострадавшим от насилия. Также многие создатели видео-контента знают, что не все пользователи досматривают видео до конца – поэтому если у вас в начале представлены сцены насилия, а потом счастливой жизни, то процент тех, кто увидит только сцены насилия, будет выше чем те, кто досмотрит до конца. И у некоторых людей просмотр только сцен насилия может укрепить это явление как норму.
2️⃣ Изображение выхода из насилия как единоличной ответственности женщины (решила-хлопнула дверью-ушла). Разумеется, принятие решения выйти из ситуации насилия — это задача и инициатива пострадавшей. Однако немаловажную роль играет государственная система защиты от насилия. Это оказание разной помощи пострадавшей, неотвратимость наказания для агрессора, долгосрочные программы реабилитации. По статистике, женщине нужно до 7 попыток, чтобы уйти из ситуации насилия. Однако если медиа продвигают выход из насилия как всего одно решение женщины, то у пострадавшей может сформироваться ложное убеждение, что с ней что-то не так, если она боится уйти или вернулась, что она слабая и заслуживает жить в такой ситуации.
3️⃣ Изображение насилия в виде избиений и физических угроз. Насилие в семье начинается с психологического и экономического насилия — но если картинка насилия предстаёт преимущественно в виде побоев, то женщина не определит, что с ней происходит насилие, или сочтёт происходящее с ней экономическое или психологическое насилие недостаточно весомым аргументом. К сожалению, в большинстве медиа насилие в семье продвигается как побои, кулаки, физическое насилие. Важно помнить, что оно начинается не с этого, или крайне редко начинается с этого. Насилие — вопрос контроля и власти. Агрессору важно контролировать доступ к ресурсам (экономическое насилие), свободу мысли, самооценку (психологическое насилие), свободу передвижения, тело (сексуализированное и физическое насилие). Чаще всего так называемые «звоночки» в отношениях с абьюзером (то есть когда надо собирать вещи и уходить) — это первые два вида насилия, психологическое и экономическое. Однако из-за преобладающего изображения насилия в виде побоев другие виды насилия игнорируются. Женщина начинает понимать, что что-то не так, когда уже подвергается физическому насилию. Но поскольку у неё нет ресурсов и убитая самооценка (из-за предшествующего экономического и психологического насилия) — наилучший момент для разрыва отношений упущен. И решиться на уход занимает гораздо больше времени и сил. Поэтому репрезентация насилия в семье только на физическом уровне может вредить женщинам, находящимся в ситуации насилия.
Можно придерживаться следующих правил:
📍 Думайте о пострадавших. Важно помнить, что ваши материалы могут смотреть женщины, находящиеся в ситуации насилия. Среди них также могут быть дети (несмотря на отметку 18+, они всё равно смотрят разные видео). Важно помнить, что сцены насилия могут вызвать ретравматизацию у людей, которые жили или живут в такой ситуации, и избегать прямой демонстрации насилия.
📍 Показывайте механизмы поддержки переживших насилие: истории успеха, осуждение насилия со стороны общества, доступные услуги, горячие линии и телефоны доверия.
📍 Помните, что насилие в семье не ограничивается только физическим насилием. Другие проявления насилия подавляют самооценку и волю человека, хотя они невидимы и, потому, трудноопределяемы. Однако чем больше женщин на ранних этапах начнут определять, что в отношении них совершается насилие, может стать важным шагом для своевременного и наименее травматичного выхода из ситуации.
Ирина Матвиенко
#НемолчиУз #Ликбез