Участие туркестанских женщин в демонстрациях было уникальным и требует объяснений, но оригинальные материалы предоставляют не всегда проверенную информацию.
⠀
Мотивация женщин могла быть многочисленной: некоторые из них могли принять участие добровольно, в то время как другие могли выйти на митинг по приказу мужчин. А еще многих их них призвали агитаторы в мечетях и базарах.
Мобилизация только ухудшила положение и усилила проблемы, вызванные колониальным статусом края. Она способствовала углублению колониальной эксплуатации народов, так как отнимала из семей мужчин, основных кормильцев, в самом трудоспособном возрасте, отправляя их в далекие регионы европейской части империи на поля боя. Мобилизация также усиливала феодальное угнетение, так как проводилась «туземной» феодально-байской администрацией, которая видела в ней новый источник эксплуатации и вымогательства простого населения.
Военный губернатор Ферганы, Г. Иванов, писал:
«Женщины, которые боялись остаться одни без пропитания, присоединились к самым первым демонстрациям», так как «местные женщины были изолированы в домах и никак не способны к какой-либо работе и поэтому подняли вопль о разорении».
В рассказе же Робии Носировой мотивацией одной из участниц было личное обращение матери о сохранении жизни своего сына, а не политическим. Биограф Робии Носировой отметил, что она сама организовала группу женщин в паранджах для участия в демонстрации.
Так же в Ташкенте в начале 1916 года российские и европейские работницы восстали против мусульманских купцов, обвиняя их в накоплении продовольствия и завышении цен; женщины напали на многие магазины. Некоторые из них были арестованы и провели время в тюрьме.
Возможно, что туркестанки в 1916 году решили следовать примеру этих женщин, но также может быть, что они черпали примеры из соседних исламских стран, куда многие туркестанцы путешествовали.
Например, во время Иранской конституционной революции 1906 года женщины принимали участие в общественных демонстрациях — что вызвало удивление наблюдателей.
Однако туркестанские агитаторы могли призвать женщин выйти на улицу, думая, что полиция будет менее склонна стрелять, если перед ней станут женщины.
Возможно, что туркестанки в 1916 году решили следовать примеру этих женщин, но также может быть, что они черпали примеры из соседних исламских стран, куда многие туркестанцы путешествовали.
Например, во время Иранской конституционной революции 1906 года женщины принимали участие в общественных демонстрациях – что вызвало удивление наблюдателей.
Однако туркестанские агитаторы могли призвать женщин выйти на улицу, думая, что полиция будет менее склонна стрелять, если перед ней станут женщины.
Жесткое подавление бунта
Демонстрации в Ташкенте и Ферганской и Самаркандской областях были краткосрочными. Для подавления мятежа в Джизакский уезд из Ташкента был отправлен особый карательный отряд. Меры, принятые генерал-губернатором А. И. Куропаткиным против непокорного местного населения, были очень жестокими. Карательные отряды убивали непокорных «туземцев», а также выжигали целые кишлаки. К 1 августа население было приведено к полной покорности.
Итоги восстания
Итоги восстания обсуждались еще после февральской революции 1917 года. На 1 февраля 1917 г. к смертной казни было приговорено 347 человек, к каторжным работам — 168 человек, исправительным арестантским отделениям — 228 человек, тюремному заключению — 129 человек.
Изменяющиеся роли женщин
Восстание 1916 года стало своеобразным пробуждением политического активизма туркестанских женщин, которые ранее оставались в изоляции от общественной сферы. Они выходили на улицы, выражали свое недовольство криками, бросали камни, участвовали в насильственных акциях, за что некоторые из них были отправлены в Сибирь.
Возможно, некоторые туркестанцы начали принимать идею о том, что «женщины — матери нации», и вопреки десятилетиям практики стали верить, что у женщин есть место в политической жизни Туркестана, а также право высказывать свое мнение от своего имени или от имени нации.
Изменяющиеся роли женщин
Это помогло женщинам нарушить нормы изоляции и активно участвовать в общественно-политической жизни региона. Этот бунт женщин отражает изменение социальных взглядов на их роль и хорошо дает понять активизм узбекских женщин в 1920-х годах.
Подготовили Росина Ангалышева и Шохрух Саъдуллаев
НеМолчиУз #спецпроект_немолчи #женщинывистории #ўзлик