Почему закон О ЗАЩИТЕ ЖЕНЩИН ОТ ПРИТЕСНЕНИЯ И НАСИЛИЯ не работает? Украинский опыт запуска этого механизма

Разговор короткий: «Ты насильничал в семье. Вот тебе предписание. Просьба удалиться». Удивительно, насколько иначе украинцы смотрят на насилие. Не пытаются оправдать агрессора, не пытаются найти приют или шелтер для потерпевшей. Волонтёр Nemolchi.uz Татьяна в ноябре была на конференции против насилия, которую организовали Nemolchi.kz в Казахстане. Она пообщалась с экспертами и делится новой информацией.

В сентябре 2019 года был принят закон О ЗАЩИТЕ ЖЕНЩИН ОТ ПРИТЕСНЕНИЯ И НАСИЛИЯ. Прошло уже 3 месяца, но закон пока еще никак не применяется на практике. Почему?

Если объяснять «по-простому», то ЗАКОН — это вектор того, как мы будем теперь жить. Законодательная палата и Сенат выполнили свою часть задач — разработали, продумали все детали закона. Но это еще не вся работа, без подзаконных актов механизм просто не будет работать.

За запуск закона в действие отвечает Кабинет Министров и Министерство юстиции.

Насилие можно остановить только реальным наказанием

Насилие можно остановить только реальным наказанием

Без изменения и налаживания работы между всеми структурами — милиция, суды, органы местной власти, социальные службы — закон так и будет оставаться на бумаге.

Приведу пример из статьи о Реабилитационном центре в г.Ташкент:

Недавно в наш центр поступила молодая женщина. Муж-спортсмен избил ее до бессознательного состояния, но малолетняя дочь, к счастью, смогла вызвать скорую помощь, и женщину госпитализировали. В больнице ее подлечили и перенаправили к нам. Она находилась в крайне подавленном и запуганном состоянии. Из разговоров с ней выяснилось, что ее периодически избивал муж, ломал ей ребра, челюсть и наносил ножевые порезы. При этом, когда вмешивались правоохранительные органы, она категорически отказывалась писать на него заявление. Муж настолько запугал ее, что женщина была вынуждена заниматься самооговорами, — никто ее якобы не бил, просто упала с лестницы и так далее. В таких случаях наша задача — не применять немедленные меры воздействия к обидчику, а реабилитировать жертву, восстановить ее душевное спокойствие. Мы стараемся вселить в нее надежду и уверенность, что она не останется со своей проблемой одна, что ей всегда помогут. Ситуация в этой семье сейчас взята на контроль всеми службами, с женщиной будет проводиться дальнейшая психологическая реабилитация.

Как решается вопрос Реабилитационным центром:

У нас есть штатные юристы, которые помогут грамотно составить исковые или иные заявления в правоохранительные органы. Таким женщинам мы помогаем получить охранный ордер, дабы обидчики не оказывали на них давление. Этот ордер выдается на срок до 30 дней по заявлению жертвы в органы внутренних дел. Один экземпляр ордера остается у жертвы, второй — вручается обидчику, и если он нарушает условия ордера, ищет встречи с жертвой, пытается с ней разговаривать, его будут привлекать к ответственности, вплоть до уголовной.

По закону сейчас основанием для применения индивидуальных мер предупреждения притеснения и насилия в отношении женщин служат сообщения физических или юридических лиц.

То есть закон дает возможность, в обход жертвы, сообщить той же больнице и реабилитационному центру о насилии, оберегая ее тем самым от давления/внутренних страхов и прочих переживаний.

Но участковый работает согласно протоколу, и сейчас в его правилах прописано, что необходимо обращение от жертвы.

Также в работе Реабилитационного центра указано:

На каждую поступившую заводится учетная карточка. В дальнейшем ведется мониторинг: обратилась ли жертва после ухода от нас в прокуратуру, больницу, махаллинский или женский комитет, не подверглась ли насилию повторно.

Напрашивается вопрос, а на агрессора такая карточка заводится? Или он может побить жену, потом других женщин и каждый случай будет рассматриваться отдельно?

Как закон о предотвращении бытового насилия заработал в Украине*

Полиция реагирует уже на инцидент, то есть когда уже что-то случилось. И многолетний опыт показал, что только привлечение к ответственности никак ситуацию не исправляет. Причины, которые ведут к насилию, таким образом не решаются.

Очень важно взаимодействие. И в законодательстве Украины было расширено количество субъектов, которые работают в этой сфере. Поскольку, чтобы вылечить эту болезнь, нужно в первую очередь менять менталитет, внедрять абсолютно новые ценности. Сделать это можно, включив в систему взаимодействия сферу образования, сферу здравоохранения и общественные организации.

Закон о домашнем насилии в Украине можно назвать самым передовым. Но мало принять хороший и правильный закон, самая бурная деятельность начинается после. Закон был принят два года назад, и каждую неделю представители разных министерств и организаций собираются и разрабатывают, перечитывают, добавляют замечания и постепенно принимают каждый из подзаконных актов. Именно подзаконные акты дадут механизмы, которые будут реализовывать эти стандарты.

Мало сказать в законе, что полицейский может отселить агрессора и разделить их с пострадавшими на какой-то срок.

  • Для того чтобы заработал даже этот механизм, понадобилось издать приказ Министерства социальной политики и Министерства внутренних дел. Для разработки этого приказа были приглашены ученые, изучался опыт других стран, смотрели их оценки рисков. Основной вопрос стоял: будет ли продолжаться или усиливаться насилие в случае разъединения агрессора и пострадавшей.
  • Для того чтобы выписать защитное предписание — отдельный приказ Министерства внутренних дел по процедуре вынесения защитного предписания.
  • Для того чтобы не потерять из виду человека, которого отселили (агрессора) — есть норма, что он должен сообщить, где он находится. Все эти детали — каким образом, в какой срок — прописано в приказе.

Мало иметь хороший стандарт закона. Для того чтобы каждый из этих винтиков заработал необходимо много последующей работы.

  • Для того чтобы школы начали выявлять случаи домашнего насилия — необходимо было принять закон от Министерства образования. Разработать рекомендации и обучить огромное количество учителей и школьных психологов тому, КАК выявлять, КАКИЕ могут быть ПРИЗНАКИ у ребенка, свидетельствующие о том, что он подвергается домашнему насилию.
  • Большая работа со сферой здравоохранения. Каким образом правильно работать с пострадавшими? Как в каждой больнице создать кризисную комнату для пострадавших?

Чтобы обозначить взаимодействие всех этих органов, как увязать каждый из винтиков, было разработано отдельное постановление Правительства, где прописано как и каким образом, в какие сроки, кто кого информирует, кто какую работу проводит.

А как все на практике?

Очень хороший инструмент, который сейчас создается в Украине — это РЕЕСТР СЛУЧАЕВ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ.

Реестр позволяет всем субъектам видеть моментально случай домашнего насилия.

Если полицейский выехал на этот случай, то он вбил данные в программу, и это сразу же увидели:

✅ если касается детей, то Служба по делам детей;

✅ если касается взрослых, то Центр социальных служб.

И они моментально начинают работать каждый в своей сфере — подключать психологов, юристов и всех необходимые структуры (например, Центр занятости, если пострадавшей нужно найти работу).

До этого Реестра дело обстояло так: полицейский выезжает на случай домашнего насилия => оформляет после письма в нужные инстанции => идет в почтовое отделение => недельки через три все сопричастные службы только узнают о факте домашнего насилия. Сейчас же это все происходит мгновенно.

Коррекционные программы

Ранее на прохождение коррекционной программы направляли участковые. Ответственность за нарушение была только административная.

Это было изменено. И теперь по рассмотрению протокола полицейского СУД направляет агрессора на коррекционную программу. Приняли новую статью за нарушение. То есть если человек нарушает и не проходит коррекционную программу, то предусматривается уголовная ответственность за непрохождение коррекционной программы.

Как эффективно бороться с домашним насилием

Программы рассчитаны на время от двух месяцев до года.

Защитное предписание

Сейчас ввели новую формулировку Срочное запрещающее предписание. Полицейский имеет на руках новый инструмент, чтобы моментально прервать акт домашнего насилия. И на ограниченное время — до 10 дней — изолировать агрессора от пострадавшей.

Запретное предписание включает в себя:

  1. Обязательство покинуть место нахождения пострадавшей.

В случае невыполнения полицейский может использовать принуждение и при этом агрессор может быть задержан не только за домашнее насилие, но и за невыполнение законных требований полицейского. Если же он будет и дальше сопротивляться, то соответственно роет себе яму глубже.

2. Запрет на вход в место пребывания пострадавшего.

Это не только совместная квартира, но и, например, место учебы пострадавшей, дом родителей. То есть все места, где может находиться пострадавшая. Обратите внимание, было специально предусмотрено, что в запрете указан не АДРЕС, а именно МЕСТО ПРЕБЫВАНИЯ ПОСТРАДАВШЕЙ. Конкретный адрес в запрете никак не фигурирует, то есть тут у агрессора не будет шансов как-то оспорить, что его пытаются лишить конституционного права и куда-то выселить.

Судебное предписание

Также было введено судебное предписание.

Полицейский дает предписание на 10 дней, что позволяет пострадавшей обратиться за психологической и юридической поддержкой, определить место своего дальнейшего проживания, и сориентироваться в реалиях своих новых обстоятельств.

Потерпевшая имеет право на бесплатного адвоката. Это обычные адвокаты, которые оплачиваются из бюджета государства. Адвокат помогает составлять различные иски, исходя из ситуации, в том числе и на ограничивающее предписание, которое уже действует от 1 до 6 месяцев с возможностью продления до 6 месяцев.

Почему закон О ЗАЩИТЕ ЖЕНЩИН ОТ ПРИТЕСНЕНИЯ И НАСИЛИЯ не работает? Украинский опыт запуска этого механизма

Когда за бытовое насилие может «прилететь» уголовная ответственность

С начала года в Украине появилась новая уголовная статья «Систематическое домашнее насилие». То есть третий и более факты — это уже систематическое домашнее насилие.

Домашнее насилие коварно, так как происходит за закрытыми дверями и без свидетелей. И когда приезжает полицейский, получается «слово против слова». Как раз уголовная статья «Систематическое домашнее насилие» позволила доводить такие дела до суда и предотвратить безнаказанность повторяющегося домашнего насилия.

Задача всего описанного механизма — не пересажать пол-страны, а зажать агрессора в такие рамки, чтобы он не нарушал. Все статьи о домашнем насилии предусматривают уголовное наказание, но с целью профилактики. И вот здесь важна работа других органов, представителей СМИ. Для того чтобы все агрессоры знали о потенциальной ответственности.

Разработка подзаконных актов должна проходить не в кабинетах, а, так сказать, в связке со специалистами, которые работают на земле. То есть необходимо проехаться по регионам и встретиться с участковыми, следователями, специалистами по социальной работе, школьными психологами. Только так можно не упустить важные детали в подзаконных актах. К примеру, участковый, прочитав «новые правила» задаст нужные вопросы, которые возникнут в ходе его работы. Те вопросы, которые системны, должны быть прописаны в подзаконном акте. Если написано, что «Необходимо изолировать агрессора от пострадавшей», то такая формулировка недостаточна, участковому важно знать, как ему это сделать, как убедиться, что агрессор удалился с территории пребывания пострадавшей.

___________________________________

*Из выступления Андрея Ткачева, помощника начальника Национальной безопасности Украины на заключительной части конференции в рамках акции акция «16 дней без насилия» в Талдыкоргане, Казахстан.