В прошлых публикациях мы рассмотрели язык СМИ и медиа и его влияние на гендерные стереотипы и ситуацию в Узбекистане. Сегодня мы поговорим о самом важном – обсудим что делать, чтобы победить тенденцию к использованию гендерных стереотипов.
Такую важную тему не обходят стороной и международные организации. На основе панельной дискуссии, которую модерировала президент ICFJ Джойс Барнатан, обсуждая роль СМИ в борьбе с гендерными стереотипами и потенциал нормативных положений для снижения уровня таких стереотипов в СМИ, можно выделить несколько рекомендаций:
Образование
Образование – наиболее эффективный подход к борьбе с гендерными стереотипами в СМИ. Цель – научить редакции новостных медиа сознательно избавляться от собственных предрассудков.
Образовательные инициативы должны начинаться с основ. Многие журналисты считают, что могут быстро научиться принимать во внимание гендерные вопросы при освещении историй и активно бороться со стереотипами. Но такого не бывает. Только повторяющиеся треннинги по толерантному освещению гендерных вопросов могут изменить направление журналистики.
В Узбекистане Фонд масс-медиа приступил к широкомасштабному проекту по оказанию содействия в создании контента, не допускающего искажений и тиражирования стереотипов в гендерной сфере через СМИ. Фонд также начал проводить треннинги по гендерной чувствительности для сотрудников АИМК.
Стимулирование
У редакций и журналистов часто нет стимула менять привычные способы включения гендерной тематики в свой контент, поэтому инициатива в этом должна исходить от руководства.
Если станет понятно, что более широкое освещение тем, связанных с женщинами и гендерными меньшинствами, важно для повышения устойчивости СМИ, больше редакций сможет пройти обучение и создать более эффективную систему стимулов для своих сотрудников. Ведь если новостное агентство исключает 50% своей аудитории (женщин), ему будет труднее обеспечить финансовую устойчивость.
Правила
Разработка регулирующих правил – сложный и деликатный процесс. Те, кто их разрабатывает, должны позаботиться, чтобы в процессе соблюдения разных прав человека эти права не входили в противоречие друг с другом. Например, правила не должны, защищая гендерное равенство, необоснованно ущемлять свободу выражения мнений. Иначе это станет обратной стороной цензуры
Лидерство
Вопрос о том, кто владеет СМИ, – фундаментальный аспект в борьбе за перемены. «В Колумбии среди владельцев СМИ нет ни одной женщины. Все конгломераты управляются мужчинами. Нам нужны женщины на руководящих постах, чтобы управлять информацией, тем, какой язык используется в медиа, устранять стереотипы и создавать пространство для женщин», – отмечает специалистка по гендерному развитию Алака.
Но вопрос не только в том, чтобы женщины занимали руководящие должности в СМИ, но и в том, чтобы у женщин-руководительниц была развита гендерная чувствительность.
Источники информации
СМИ должны использовать более разнообразные источники информации и привлекать больше женщин-экспертов по всем темам. Часто журналисты обращаются к одним и тем же источникам информации, потому что это удобнее всего. Но Алака считает, что СМИ и могут чаще обращаться к женщинам-экспертам по разным вопросам.
Снижение гендерных стереотипов в СМИ и медиа, по мнению экспертов, будет способствовать не только лучшей работе журналистов, это отразится на всем обществе.
Нигина Худайбергенова