В 2021 году в Узбекистане разразился скандал, когда детский образовательный телеканал в эфире показалкартину Сандро Боттичелли «Рождение Венеры». Тогда телеканал извинился за эту демонстрацию, а коллектив получил выговор за «допущенные ошибки». Какую конкретно статью Закона Узбекистана «О защите детей от информации, наносящей вред их здоровью» нарушила демонстрация знаменитого полотна, так и осталось неизвестным.
Так с какого же возраста школьники могут безопаснознакомиться с наследием мирового искусства, в том числе эпохи Ренессанса, в рамках учебных программ?
Похоже, ответ сильно зависит от образовательного контекста, степени традиционности взглядов и установок тех, кто создаёт учебные программы. Несколько дней назад в одной из школ штата Флорида (США) возник скандал по поводу контента урока по истории искусств для шестиклассников, вынудивший уволиться директрису школы.
Всё началось с того, что на уроке истории искусств в шестом классе школы города Талахаси 11-12-летним детям были продемонстрированы шедевры искусства эпохи Ренессанса — статуя Давида Микеланджело и картина«Рождение Венеры» Боттичелли. Обычно перед уроками родители получали уведомления о том, что будет показаноих детям на уроке, но на этот раз такое уведомление не прислали. В итоге один родитель пожаловался, что детей заставили смотреть на «порнографическую» статую. Ещё двое родителей изъявили желание, чтобы с ними согласовывали контент урока, а также они могли быпроголосовать «за» или «против» определённого контента.
Школьный совет отреагировал на жалобы родителей: «Мы не собираемся показывать полную статую Давида в детском саду. Мы не собираемся показывать её второклассникам. Показывать статую Давида целиком уместно, начиная с определённого возраста. И мы намереваемся уточнить, с какого именно».
Ряд англоязычных СМИ разразились ироничными статьями, например, Daily Beast использовало тэг «глупость не имеет границ». The Guardian иронично написал: «Эпоха Ренессанса была расцветом культуры и искусства и оставила множество образцов хардкор-порнографии».
В ответ галерея Академии изящных искусств Флоренции, в которой хранится статуя обнажённого Давида работы Микеланджело, официально пригласила учеников и учителей из американской школы на экскурсию.
«Преподавать эпоху Ренессанса, не показывая Давида — бесспорный символ искусства и культуры этой исторической эпохи, — в этом не было бы никакого смысла», — сказала Сесиль Холлберг, возглавляющая галерею. По её мнению, директриса школы заслуживает поощрения, а не наказания.
Мэр Флоренции пригласил в город также и учителя школы, чей урок вызвал скандал.
«Называть искусство порнографией просто абсурдно, — высказался мэр Нарделла в твиттере. — Искусство — это цивилизация, а те кто его преподает, заслуживают уважения».
Кем был Давид и какое культурное значение имеет скульптура Микеланджело? По библейскому сказанию, юный Давид вышел на бой с грозным филистимлянином Голиафом, не имея ни меча, ни доспехов. Но одним метким ударом из пращи победил великана и начал освобождение своего народа от завоевателей. Для Флорентийской республики начала 1500-х годов, где жил и творил Микеланджело, защита своей государственности от агрессивного соседа Чезаре Борджиа и других угроз имела очень большое значение. 26-летний Микеланджело приступил к созданию статуи в 1501 году и работал над ней полтора года, использовав глыбу мрамора, задолго до этого уже обтёсанную и оставленную другим мастером. Флорентийцы увидели в изваянии символ своей политической свободы и решимости отстаивать независимость. Образ героя, созвучный с народными настроениями. Позже статуя Давида стала символом Великого Возрождения – этапа, который дал европейцам осознание свободы, красоты и силы разума человека и проложил мост к Новому времени и его достижениям в науке, технике, в области прав человека и других социальных достижений.
Школьные советы в США очень активны, и позиция каждого родителя по школьным вопросам должна бытьуслышана. «Права родителей всегда превыше всего, и это означает защиту интересов всех родителей, будь это один, 10, 20 или 50», — эти слова главы школьного совета приводит The Guardian. Вместе с этим издание отмечает, что этот случай во Флориде происходит на фоне роста цензуры и авторитарных методов в управлении школьным образованием, что уже привело к значительному изменению школьных программ.
На примере кейса во Флориде, раздираемойреспубликанцами и демократами с полярными подходами по ряду общественных ценностей, хочется подчеркнуть ценность общественной дискуссии. Общество развивается, пока в нём продолжается дискуссия о том, что ему нужно и в каком формате. Здоровое общество согласовывает формат, придерживается его и меняет его, если на это есть запрос, всегда оставляя плюрализм мнений и возможности выбора.Если публичная дискуссия не разрешена или подавляется – это общество становится не плюралистичным, агомогенизированным, оно находится на пути к тоталитаризму или уже там. И на этом пути наступит время, когда дискутировать будет больше некому.
Анастасия Саидмахмудова