
Редакция Nemolchi.uz убеждена, что ратификация Факультативного протокола к CEDAW укрепит приверженность Узбекистана защите прав женщин, усилит позиции на международной арене и обеспечит дополнительные механизмы защиты и правосудия узбекистанкам.
Мы уже давали общую информацию о том, что представляет из себя CEDAW и Факультативный протокол к нему. На сравнении похожих дел в Узбекистане и в странах, которые подписали Протокол, мы показывали, как это может повлиять на защиту женщин и их уверенность в будущем:
— История Мадины в Узбекистане (права не защищены) и дело X и Y против Грузии (повлекло за собой системные реформы).
— Дело женщины, которая защищала себя от агрессии (Узбекистан, решение суда вызывает вопросы) и дело В.К. против Болгарии (ужесточена ответственность за насилие и пересмотрены механизмы защиты)
— Дело Нозимы в Узбекистане (отсутствие защиты для матери привело к безнаказанным издевательствам отца над ребёнком) и дело Анхелы Гонсалес против Испании (выплата компенсации пострадавшей и изменение законодательной и судебной практики).
Как мы видим, Узбекистан, не подписывая Факультативный протокол к CEDAW, лишает женщин права на международную защиту и отказывается от инструмента, который помог бы улучшить систему в стране. Поэтому истории Мадины, Нозимы или Азизы, увы, не редкость.
Мы обратились к эксперткам в области защиты прав женщин и спросили их, почему Узбекистану важно ратифицировать Факультативный протокол к CEDAW. Нам ответили люди с огромным опытом в этой сфере, бывшие участницы CEDAW, локальные и международные экспертки. Делимся их мнением.
Гульжахон Аманова, юристка в области прав человека (PhD in Legal Studies from Cambridge University, Faculty of Law)
Узбекистан остаётся единственной страной Центральной Азии, которая не ратифицировала Факультативный протокол. Казахстан сделал это ещё в 2001 году, Кыргызстан — в 2002, Туркменистан — в 2009, Таджикистан — в 2014.
Женщины во всех этих странах уже более десяти лет имеют доступ к международной защите через Комитет CEDAW. Этот доступ стимулировал внутренние реформы — от совершенствования законодательства о противодействии насилию до повышения стандартов судебных процессов.<…>
Сейчас, мне кажется, именно тот момент, когда Узбекистан может показать устойчивость своих реформ — ратифицировать Факультативный протокол к CEDAW и, шире, признать больше процедур индивидуальных обращений во всех профильных комитетах ООН. Параллельно важно разработать национальный механизм по исполнению их решений. Это ускорит реформы и поможет вернуть доверие граждан.
Полный анализ от Гульжахон читайте здесь.
Дарьяна Грязнова, советница по юридическим вопросам в Евразии, Equality Now
Ратификация Факультативного протокола даст женщинам в Узбекистане две ключевые возможности:
• Право индивидуальной жалобы. Женщины смогут напрямую обращаться в Комитет ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин, если их права нарушены и защита внутри страны оказалась неэффективной.
• Механизм расследований. Комитет сможет инициировать независимые расследования в случаях серьезных и систематических нарушений прав женщин в Узбекистане (как, например, о похищениях женщин и девочек с целью выдачи замуж в Кыргызстане)
Это важно потому, что, рассматривая индивидуальные жалобы, Комитет не только дает оценку нарушениям прав в конкретном деле, но и вырабатывает рекомендации, которые направлены на улучшение ситуации как для конкретной женщины, так и для состояния прав женщин в стране в целом. Например, в одном из дел о сексуализированном насилии Комитет КЛДЖ рекомендовал государству предоставить компенсацию женщине и обеспечить ее бесплатным психологическим консультированием и лечением (частные меры), а также внести изменения в законодательство и процедуры (общие меры) (R.P.B. v. Philippines)
Власти Узбекистана предпринимают важные шаги для защиты прав женщин и девочек. Вместе с тем ратификация Факультативного протокола к КЛДЖ не потребует от Узбекистана немедленных бюджетных расходов, но станет важным шагом для защиты прав женщин и продемонстрирует приверженность Узбекистана защите прав женщин.
Кроме того, это позволит Узбекистану следовать примеру соседних государств: Казахстан, например, уже ратифицировал факультативные протоколы, и сегодня для Казахстана доступны Комитет по правам человека, Комитет против пыток, Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по правам людей с инвалидностью.
Важным является и то, что необходимость ратификации Факультативного протокола к КЛДЖ прямо указывал сам Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин в своих заключительных замечаниях к Узбекистану (CEDAW/C/UZB/CO/6, п. 43). Аналогичные рекомендации прозвучали и в ходе предыдущего Универсального периодического обзора Узбекистана: предложение о ратификации протокола (135.15) было рассмотрено Узбекистаном и получило его поддержку властей.
Таким образом, ратификация Факультативного протокола — это и выполнение международных обязательств, и предоставление женщинам в Узбекистане дополнительных гарантий защиты и системных изменений.
Тамар Деканосидзе, региональная представительница по Евразии, Equality Now
Ратификация Факультативного протокола к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин стала бы важнейшим шагом для Узбекистана в укреплении защиты прав женщин. В своей основе Протокол предоставит женщинам и девочкам в Узбекистане возможность добиваться справедливости на международном уровне, если их права по Конвенции будут нарушены и эффективные средства правовой защиты внутри страны окажутся недоступными. Это позволит привлечь государство к ответственности за обязательства, которые оно уже взяло на себя, ратифицировав саму Конвенцию.
Например, в Грузии Комитет по CEDAW недавно вмешался в защиту выжившей после сексуального насилия и представителей НПО (Union Sapari) от вредных судебных решений, обязывавших раскрывать конфиденциальную информацию.
Для Узбекистана, где, как и во многих странах мира, женщины сталкиваются с барьерами в доступе к правосудию — будь то из-за стигмы, слабого правоприменения или системных пробелов, — Протокол станет одновременно и «страховочной сеткой», и катализатором реформ в области прав женщин. Решения и рекомендации Комитета CEDAW могут побуждать Узбекистан вносить поправки в законы, улучшать практику и приводить институты в соответствие с международными стандартами в области прав человека. Ратификация также станет сильным сигналом политической воли для международного сообщества, демонстрируя, что Узбекистан стремится к гендерному равенству не только на бумаге, но и на практике.
Лия Надария, бывшая участница и докладчица Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин (CEDAW)
Факультативный протокол к CEDAW, принятый в 1999 году и вступивший в силу в 2000 году, предоставляет Комитету CEDAW полномочия рассматривать индивидуальные жалобы и расследовать серьёзные или систематические нарушения прав женщин. На сегодняшний день его ратифицировали 115 государств, 80 подписали. Протокол усиливает применение Конвенции, предоставляя жертвам возможность добиваться справедливости и способствуя проведению структурных реформ. В ходе рассмотрения доклада Узбекистана Комитет настоятельно рекомендовал ратификацию Протокола для усиления защиты прав женщин и повышения эффективности соблюдения CEDAW.
Анастасия Миллер, программная директорка, Civic Space
Ратификация факультативного протокола к Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (CEDAW) может стать важным шагом для защиты прав женщин в Узбекистане. На мой взгляд это не просто формальность — это реальный инструмент, который способен изменить жизнь женщин к лучшему.
Факультативный протокол позволяет женщинам и организациям обращаться с жалобами в Комитет CEDAW, если национальные механизмы защиты не работают. В моей практике в Казахстане мы видели реальное применение этого инструмента: когда на национальном уровне не находилось решение для жертв нарушений, обращение в международный орган помогало инициировать дискуссии и продвигать реформы. Например, это способствовало улучшению защиты жертв сексуальных домогательств на рабочем месте.
Ратификация демонстрирует, что государство готово быть подотчетным международному сообществу. В других странах, которые приняли протокол, государственные органы стали внимательнее относиться к законам о равенстве и быстрее реагировать на жалобы женщин. Это создаёт системные изменения, которые улучшают жизнь женщин не только в отдельных случаях, но и в целом.
Ну и последнее, но не менее важное, на мой взгляд — Факультативный протокол действует как «мотиватор» для реформ: страны, которые его ратифицировали, имеют потенциал к ускорению принятия законов против дискриминации, создают программы по поддержке женщин и улучшают доступа к образованию и трудоустройству.
Для женщин Узбекистана ратификация факультативного протокола — это шанс получить реальные инструменты защиты своих прав, участвовать в формировании более справедливого общества и видеть, что государство прислушивается к их голосу.
#НеМолчиУз