Ислам и феминизм считаются несовместимыми вещами. Многие полагают, что ислам поощряет притеснение женщин. Тут же в умах людей предстают картины, в которых девушек насильно выдают замуж, не дают им учиться и работать, прячут в четырёх стенах и заставляют целыми днями прислуживать семье мужа. Западные феминистки считают, что угнетённых мусульманок нужно спасать, а под спасением понимают избавление от догм ислама.
Действительно ли ислам и феминизм противоречат друг другу?
Истоки исламского феминизма
Об исламском феминизме заговорили в конце 80-х годов прошлого столетия. Но истоки его, по мнению феминисток, можно найти в священных писаниях.
До появления ислама, в т.н. период Джахилии, у арабских народов существовала страшная практика заживо хоронить новорождённых девочек. Считалось, что от дочки нет никакой пользы — она не сможет работать и обеспечивать семью, поэтому родители не хотели «тянуть обузу».
С появлением ислама в VII веке положение женщин улучшилось. Коран запретил убийство новорождённых девочек, а пророк призывал относиться к дочкам с любовью, называя их появление на свет благословением.
В исламском обществе произошли реформы в области прав женщин. Ислам запретил выдавать девушек замуж без их согласия, мусульманки получили право на образование, развод, на наследование (хотя ранее такой привилегией обладали только родственники мужского пола) и др. Таким образом Коран ещё 1400 лет назад дал мусульманкам права, за которые суфражистки стали бороться гораздо позже.
Суть движения
https://entermedia.io/people/feminizm-v-islame-kak-zhenshhiny-musulmanki-otstaivayut-svoi-prava/
Несмотря на священное Писание, права женщин в некоторых странах нарушаются на протяжении нескольких веков. Феминистки-мусульманки с таким положением дел не согласны. Активистки уверены, что проблемы с правами мусульманок возникли из-за неправильного патриархального толкования религии.
Исламские юридические школы, богословские труды и сам шариат формировались в эпоху укрепления патриархата. Именно поэтому суры и аяты из Корана стали переводить и толковать на свой лад — чтобы подстроиться под существовавшие в то время устои.
Суть исламского феминизма — сломать стереотип о гендерном неравенстве в исламской религии и показать, что угнетённое положение женщин связано не с предписаниями Корана, а с неправильной интерпретацией его тезисов.
Непатриархальная версия ислама
Сторонницы исламского феминизма говорят, что у Аллаха нет пола, а значит перед ним все равны: и мужчины, и женщины. Поэтому недопустимо, чтобы кто-то обладал большими правами, используя их по своему усмотрению.
В исламском феминизме большое внимание уделяется вопросу насилия, в частности домашнего. Темой для вечных споров служит интерпретация 34-го аята из суры Ан-Ниса (Женщины), в котором говорится, что муж якобы имеет право ударить жену.
«Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими, и потому что они расходуют из своего имущества. Праведные женщины покорны и хранят то, что положено хранить, в отсутствие мужей, благодаря заботе Аллаха. А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и ударяйте. Если же они будут покорны вам, то не ищите пути против них. Воистину, Аллах — Возвышенный, Большой».
Слово «ударяйте», которое в этом аяте переведено именно так (а в некоторых источниках даже как «избивать»), в остальных аятах переводится как «приводить притчи» или «давать ясное наставление».
Имамы Рагиб Исфахани и Махмуд аз-Замахшари не согласились с несоответствием перевода и интерпретировали аят иначе: «… А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и приводите им притчу (либо делайте ясное наставление)».
Феминистки выступают и против практики женского обрезания, опираясь на мнения учёных, что хадисы о предписанности женского обрезания выдуманные.
Сама традиция женского обрезания возникла ещё в доисламское время в Древнем Египте и связана с местными обычаями, а не с религией. Хотя позже этот обряд распространился именно в исламских странах.
Феминистки считают, что практика женского обрезания противоречит нормам ислама, поскольку религия запрещает наносить человеку вред в любой форме. Кроме того, ислам защищает право женщины на получение наслаждения от супружеской жизни, призывая мужа-мусульманина доставлять жене сексуальное удовольствие.
Однако несмотря на то, что большинство учёных в настоящее время выступают против подобной практики, в ряде стран она по-прежнему остаётся распространённой.
Исламские феминистки, в числе которых Амина Вадуд, настаивают и на равенстве в мечети. В некоторых странах женщинам запрещено посещать мечети, а если для них и имеются специально отведённые молитвенные комнаты, те зачастую маленькие и душные.
Фото: Kirsty Wigglesworth, AP
Первая женщина-имам Амина Вадуд, впервые прочла пятничную проповедь перед смешанной паствой в 2004 году в Нью-Йорке.
«Ничто в Коране не запрещает подобных богослужений, — заявила Вадуд, — Проведённое мною богословское исследование сути ислама указывает на необходимость отхода от традиции, ограничивающей возможности женщины выступать в роли проповедника».
Хиджаб — символ угнетённой женщины или феминистский жест?
By Hannah Habibi
Что касается традиционной женской одежды для мусульманок, то проблема намного глубже и серьёзнее. Часть мусульманских феминисток придерживается взгляда, что ношение хиджаба подавляет их волю, поэтому они борются за возможность не носить подобную одежду.
В то же время в определённых государствах существует ограничение на появление в хиджабе в государственных учреждениях и учебных заведениях. Мусульманкам, предпочитающим хиджаб, тоже приходится отстаивать право на собственный выбор.
Запрет со стороны государства на ношение женщинами хиджаба может привести к проблемам: мужчины могут запретить жёнам выходить из дома, а дочкам — посещать школу.
По вопросу о ношении хиджаба ведущая исламская феминистка Амина Вадуд отмечает, что в Аравии VII веке женщины из богатых и могущественных племён ходили с вуалью. Это было необходимо, чтобы защититься от нежелательного внимания и приставания со стороны мужчин. Покрывало (джилбаб), о котором говорится в приведённом аяте, служило своего рода способом возвышения мусульманок.
«О Пророк! Скажи твоим жёнам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя свои покрывала (вне дома). Их будут легче узнавать (таковыми) и не подвергнут оскорблениям. Аллах- Прощающий, Милосердный» (33:59).
Но можно ли заявить с уверенностью, что речь в данном аяте идёт именно о закрывающем волосы хиджабе? Как отмечают некоторые исламские феминистки, о джилбабе достоверно известно лишь то, что он позволял закрыть грудь.
Существуют и противоположные взгляды на ношение хиджаба. По мнению журналистки Ханны Юсуф, хиджаб может быть и феминистским жестом: в своём популярном видео она объясняет, что хиджаб — это способ выступить против культуры насилия. Желание скрыть свою красоту от посторонних — это своего рода ответ миру, в котором тело женщины сексуализируют и воспринимают как товар.
Сторонниц исламского феминизма всё больше
By Hannah Habibi
Антрополог, режиссёр и специалист по исламскому праву Зиба Мир-Хоссейни называет исламский феминизм «незаконным ребёнком» политического ислама.
Во второй половине ХХ века движение привлекло внимание мирового сообщества и стало самой заметной силой во время событий «арабской весны». Тогда интеллектуалы и активисты из ряда мусульманских стран заявили, что идеи гендерного равенства заложены в священных текстах мусульман.
Несмотря на предубеждения, что ислам и феминизм несовместимы и что выбор одного предполагает собой отказ от другого, новые «непатриархальные» интерпретации Корана привлекают всё больше сторонниц среди мусульманок.
Мусульманские феминистки уверены, что Коран много веков назад предоставил им права, которых они лишились вследствие неправильной интерпретации основ религии. И сегодня женщины борются за них, опираясь на религиозные тексты.
Фото на превью: https://mvslim.com/yes-im-a-muslim-and-a-feminist/
Самрин Мамедова
Материал создан при технической поддержке Представительства IWPR в Центральной Азии в рамках менторской программы проекта «Развитие новых медиа и цифровой журналистики». Содержание данного материала, взгляды, мнения и их интерпретация принадлежат автору/-ам и могут не отражать официальную позицию IWPR.