Часть 3: Защита на деле.
Ребёнок, оказавшийся в сложной жизненной ситуации, должен чувствовать себя защищённым и услышанным, но реальность часто преподносит обратное. В первой части мы говорили о том, как существующая система защиты детей в Узбекистане не успевает справляться с вызовами, а во второй рассмотрели международный опыт, который доказывает: изменить ситуацию возможно. Модели вроде Барнахус создают не только безопасную среду, но и эффективный механизм помощи, объединяющий усилия специалистов ради защиты интересов ребёнка.
Теперь пришло время задать главный вопрос: что именно нужно сделать, чтобы перенести эти лучшие практики на нашу почву? Как превратить декларации и законы в реальные действия, меняющие судьбы детей? Эта часть статьи — о том, какие шаги нужно предпринять, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя в безопасности и знал, что в сложный момент его не оставят одного.
Расширенные рекомендации: что нужно изменить?
Чтобы система защиты детей в Узбекистане заработала, необходимо сделать следующий шаг — перейти от формального принятия норм к их внедрению в жизнь. Вот ключевые рекомендации:
1. Усиление законодательства:
Введение отдельной статьи в УК, которая должна охватывать все формы насилия против детей. Дубляж диспозиции статьи 126-1 – невозможен, так как в отношении детей необходимо учитывать отсутствие заботы, а не экономическое насилие, а также дополнить это физическим насилием и эксплуатацией.
Дополнительное постановление Пленума Верховного суда именно по работе с несовершеннолетними в делах о насилии в семье.
Создание отдельного постановления Пленума Верховного суда, регулирующего порядок рассмотрения дел о насилии против детей, с учётом:
• запрета на примирение по таким делам,
• обязательного участия органов опеки,
• внедрения норм о учёте наилучших интересов ребёнка,
• Обязательные коррекционные программы для родителей-агрессоров, включающие обучение родительским навыкам и поддержку семей.
Введение обязательных курсов для родителей-агрессоров, включающих:
• тренинги по управлению гневом,
• обязательное сопровождение психолога,
• программы обучения родительским навыкам, особенностям взаимодействия с ребёнком,
2. Реабилитация для ребёнка и семьи
Создание специализированных кризисных центров для детей, где они могли бы находиться в безопасности вдали от агрессоров.
Формирование системы социальной реабилитации, включающей работу с ребёнком, семьёй и школой для восстановления утраченного доверия и профилактики повторного насилия.
3. Подготовка специалистов и формирование штата
Создание сети профессионалов, включая:
детских психологов,
судей, следователей и адвокатов со специализацией на делах о насилии против детей,
дополнительные штатные единицы социальных работников на уровне сообществ (Инсон), которые занимались бы вопросами защиты детей.
Обязательное участие таких специалистов на всех этапах: от расследования до вынесения судебного решения.
4. Приведение нормативных актов в соответствие
Пересмотр всех нормативно-правовых актов, регулирующих защиту детей.
Гармонизация законодательства с международными стандартами, включая рекомендации ЮНИСЕФ и Рекомендации Комитета ООН по правам ребёнка, которые предоставляют важные ориентиры для разработки политики в этой сфере. Они могут стать основой для улучшения правоприменительной практики.
Изменения в законодательстве — это лишь первый шаг, но чтобы они заработали, нужно построить работающую систему защиты. Это требует времени, ресурсов и политической воли.
Домашнее насилие — это не только частная трагедия. Это проблема всего общества. А её решение должно стать приоритетом для государства.