«Я пыталась кричать и звать на помощь, но на улице никого не было. Он силой затащил меня в подсобную комнату и бросил на топчан. После этого он одной рукой держал меня за обе руки, а другой сдернул с меня нижнее белье. <…> После всего он приказал мне одеться и пригрозил никому не рассказывать, а если расскажу, то убьет меня и тех, кому я расскажу о произошедшем».
В редакцию Nemolchi.uz обратились родители девушки, которая, по её словам, была изнасилована соседом в июле 2019 года. Она и её родители проживают в США, но в то лето девушка приехала на летние каникулы к бабушке в Кибрайский район Ташкентской области. Потерпевшая рассказала, что сосед её бабушки, Шарипов Ш., силой затащил её внутрь одного здания, когда она вечером возвращалась домой и отстала от подруги. На момент совершения преступления девушке было 13 лет, а ему было примерно 27 лет.
После его угроз она боялась кому-то сообщить о произошедшем. Поделилась переживаниями только с подругой, но что могла её ровесница-подросток посоветовать в такой ситуации? Потерпевшая улетела вместе с родителями в США, также храня эту тайну. Однако пережитый стресс дал о себе знать: у неё началась депрессия, появились мысли о суициде. Девушка стала работать с психологом и во время одного из сеансов рассказала, что с ней произошло. После этого родители решили привлечь Шарипова Ш. к уголовной ответственности и приехали в Ташкент вместе с дочерью в феврале 2022 года. На тот момент сосед уже работал в Национальной гвардии Узбекистана (был принят на службу в феврале 2020 года).
Отец потерпевшей пошел к соседу домой и сказал, что знает об изнасиловании. По его словам, тот поначалу признал вину, уговаривал не сообщать его отцу, плакал, на коленях просил простить и даже грозил повеситься. Однако на следующий день он явился со скандалом и утверждениями что это клевета, они ничего не докажут, прошло три года и история выдумана ради материальной выгоды. Позже Шарипов Ш. стал говорить, что вообще не знает потерпевшую, хотя работал несколько лет в фирме отца девушки и видел её с отцом много раз. Кроме того, он много лет живёт напротив дома бабушки девушки, в махалле все знают друг друга, и девушка каждое лето приезжала к бабушке. Потерпевшая говорит, что «есть много свидетелей, что он меня хорошо знает и что у меня не было никаких с ним отношений».
2 марта 2022 года девушка написала заявление на имя прокурора Кибрайского района. Заявление передали в РОВД, но из-за того, что Шарипов Ш.являлся сотрудником Нацгвардии, следователь Раимкулов Б.Н. отправил его обратно в прокуратуру. В мае 2022 года после обращения адвоката удалось узнать, что материалы отправили в Чирчикскую военную прокуратуру по подследствености. В июле 2022 года родные узнали, что материалы вернули в прокуратуру, прокуратура отправила их в РОВД, и тот же следователь Раимкулов отказал в возбуждении дела из-за отсутствия состава преступления. Родители снова обратились к прокурору, постановление следователя отменили… В общем, история о том, как обращались с их заявлением, довольно долгая.
По словам потерпевшей, во время проведения следственного эксперимента на месте преступления выяснилось, что руководство здания не было предупреждено об этом: «Охранница здания, мать подозреваемого Шарипова Ш., пыталась выгнать всех участников действия и мешала следователю в заполнении протокола. Следователем были привлечены понятые, которым даже не разьяснили в чем они участвуют, и что происходит. Один из понятых, мужчина, требовал не впутывать его в это дело и вычеркнуть из протокола».
В итоге следователь снова отказал в возбуждении дела, а на возмущение родителей ответил, что «зампрокурора Нумонов А. дал команду закрыть уголовное дело».
- 17 августа 2022 года были написаны заявления начальнику следственного Департамента МВД РУз, Генеральному прокурору РУз, депутату Законодательной палаты Олий Мажлиса РУз, уполномоченному Олий Мажлиса по правам ребенка (детскому обудсмену).
- 9 января 2023 года они написали заявление депутату Законодательной палаты Олий Мажлиса Алхамжоновой Мавлюде Хамзаевне.
- 7 февраля 2023 года было отправлено заявление Генпрокурору РУз, в Управление Генеральной прокуратуры по делам несовершеннолетних.
Увы, все обращения не дали результата. После резонанса со случаями насилия над воспитанницами семейного детского дома в Хорезме проект Nemolchi.uz обратился в Национальную Гвардию с описанием «кибрайского» дела. В пресс-службе Национальной гвардии сообщили, что жалоба потерпевшей была передана для рассмотрения в установленом порядке в Генеральную прокуратуру РУз и 4 апреля 2023 года прокуратурой Ташкентской области было возбуждено уголовное дело по ч.4 ст. 118 УК РУз «Изнасилование» (лица, заведомо для виновного не достигшего 14 лет, наказывается лишением свободы от 15 до 20 лет). Рядовой Шарипов Ш.служит в отделе «Охрана» Ташкентской области с февраля 2020 года (заявление об изнасиловании потерпевшая подала в 2022 году – прим. Nemolchi.Uz), решение о дальнейшем прохождении им службы в отделе «Охрана» будет принято по итогам расследования. Пресс-секретарь Генеральной прокуратуры не ответил на запрос проекта Nemolchi.uz по этому делу.
В одном из своих заявлений в правоохранительные органы, потерпевшая написала: «Где гарантия, что поняв, что так легко отделался, он не совершит снова такое же преступление, а может уже совершал, но жертвы молчат? Значит, законы не работают, он может жить спокойно, работать в Нацгвардии, заводить семью, детей. Его семья открыто смеется над моими родственниками, что у нас ничего не вышло. Я единственная дочь в семье, а он сломал моё беззаботное детство, сломал мою психику, испортил мое будущее. У всех вас есть дети, внуки. Разве для этого меня растили, чтобы сосед изнасиловал меня, не боясь наказания?»
Мы не знаем, что ей ответить… А есть ли ответ у правоохранительных органов?