Жительница Дустабада (Ташкентская область) борется за справедливость. Женщина рассказывает: к её пятилетней дочери приставал 65-летний сосед. Это произошло 18 декабря 2020 года. Мать написала заявление, предоставила запись со словами ребёнка. Провели экспертизу. Экспертная комиссия в составе трёх человек заключила (фото ниже):
«На теле ребёнка нет насильственных следов и в области половых органов нет следов пыток и т.п. Девочка в беседе рассказала, что …. снял с неё штанишки и трогал её половые органы. Она это рассказывает играючи, не понимая произошедшего. Стресса от произошедшего у ребёнка нет».
Мужчина, пристававший к девочке, приходится им дальним некровным родственником. Со слов матери, в отделении он вину признал, просил прощения, даже обещал, что уедет. Однако 21 декабря женщине пришёл отказ в возбуждении дела.
«У дочки в интимном месте появился лишай. Сосед занимается крупным рогатым скотом, и после его прикосновений у ребёнка возникла такая проблема».
Через месяц, 21 января, женщина подала второе заявление. По её словам, в этот раз сотрудники даже не стали просматривать видеозапись. И снова отказ.
Месяц назад – третье заявление, в МВД. Чуть позже по телефону матери сообщили, заявление было передано в областное отделение.
Председательница махалли, в которой проживает семья, тоже писала заявление. Оказывается, ранее мужчина приставал к своей невестке. Последняя сама рассказывала об этом председательнице.
Дело застыло. Мама девочки хочет справедливости, но не знает, куда ещё обратиться, чтобы её услышали.
Почему не возбуждают уголовное дело?
Чаще всего такие дела не возбуждают, потому что недостаточно доказательств. Подобные случаи всего происходят, без посторонних свидетелей.
Например, не так давно в Сайхунабаде произошёл подобный случай, но тогда был свидетель – сторож. Показания свидетеля сыграли ключевую роль в возбуждении уголовного дела.
К сожалению, в случае, произошедшем в Ташкентской области, никаких свидетелей нет. А возбуждать дело против человека, при отсутствии улик и доказательств, очень сложно, презумпцию невиновности никто не отменял.
Мнение эксперта и извинения самого «героя» в счёт почему-то не приняли…
Прилагаем заявление:
Комментарий юриста, пожелавшего остаться анонимным:
«К сожалению, это общая проблема системы. 90% подобных заявлений получают отказ на возбуждение уголовного дела.
Проблема такая, что в нашей стране зачастую гонятся не за качеством работы, а за «нужной» статистикой. Многие случаи не фиксируют. Особенно те, что случаются под конец года. К этому времени многие отчёты уже закончены, все данные внесены в нужные протоколы, и портить показатели мало кому хочется.
Подобные случаи довести до возбуждения уголовного дела сложно. Понятно, что такие дела, если их и откроют, будут подолгу «висеть», за неимением доказательств и улик. А с такими «висяками» никто бегать не хочет.
Нужно учитывать, что не все могут идти до конца. Конечно, родители могут подавать одно заявление за другим – в районное, областное отделение, МВД, прокуратуру. Но не у всех есть возможность нанять юриста и не у всех есть силы, чтобы довести дело до конца».
Дина Тансари, руководительница фонда помощи жертвам насилия «НеМолчи.KZ», отмечает, что следователи сами понимают – экспертиза помогает не всегда. Поэтому им легче закрыть дело.
«Показаниям детей не верят. Даже если назначена психологическая экспертиза, в редких случаях судья принимает во внимание заключение. Доказать преступление без улик и свидетелей сложно. Нужны биоматериалы, нужно фиксировать следы от побоев и насилия. Мы с такими случаями сталкиваемся постоянно. Сейчас у нас 45 подобных кейсов, в уголовных процессах которых мы участвуем».