Социальные сети прочно вошли в нашу жизнь. Мы стали проводить в сети практически всё свободное время, а дети и подростки — ещё больше. Однако думать, что виртуальный мир безопаснее реального, не совсем верно. В интернете человек может стать жертвой травли.
Жертвами кибербуллинга становятся чаще всего дети и подростки, но и взрослые могут подвергнуться интернет-травле.
Какие виды кибербуллинга существуют?
- Троллинг (или моббинг) — это термины, обозначающие издевательства и подстрекательства.
- Хейтинг — оскорбляющие комментарии.
- Флейминг — открытая агрессивная ссора, которая перерастает в перепалку и включает в себя многих людей, — такое разжигание войны на просторах интернета.
- К специфической кибертравле также относят аутинг — это публикация личной информации без согласия владельца, прямые угрозы, очернение и сплетни. А также фрейпинг — когда агрессор получает доступ к аккаунту человека в соцсетях.
- Когда люди делают фейковые аккаунты, поддельные профили, используют чужие телефоны или адреса электронной почты — это тоже считается кибербуллингом. Есть и другие виды, но суть у такого поведения одна — причинение вреда жертве.
Чем опасен кибербуллинг?
Многие ошибочно полагают, что кибербуллинг — это не страшно, потому что не по-настоящему, а только в сети. Однако онлайн-травля вовсе не безобидная шутка.
По словам психологини Лианы Натрошвили, защититься от кибербуллинга очень сложно, а жертвой интернет-травли может стать любой. Что бы мы ни делали, как бы мы ни вели себя — всегда может найтись кто-то, кто может развязать против нас некую кампанию, связанную с осуждением и агрессией в наш адрес.
Опасность от кибербуллинга такая же, как и от травли в реальной жизни. Онлайн-травля влияет на чувство безопасности, самооценку, может привести к невротическому состоянию и депрессии, вызвать проблемы с психическим здоровьем, вплоть до суицидальных мыслей.
В масштабах соцсетей это становится страшно и опасно ещё и потому что всё происходит публично, напоказ. То есть кто-то один может начать преследование в сети, а затем к нему присоединятся другие люди.
«Если, условно, в классе ребёнка могут травить три человека, в интернете это число может доходить и до тысячи. И чем более популярен человек (медийная личность, блогер), тем больше он рискует стать объектом травли и страдать от этого», – говорит Лиана.
Агрессор также может опорочить репутацию человека — создать фейковый аккаунт с изображениями и информацией жертвы и совершать различные действия от его имени.
Более того, травля может выйти за пределы виртуальности и, если агрессоры заполучат адрес своей жертвы, перейти в физическое насилие в реальной жизни.
Как защититься от кибербуллинга?
Юристка Мадина Турсунова считает, что защититься от кибербуллинга в Узбекистане очень сложно.
Проблема заключается в том, что в законодательстве отсутствует понятие кибербуллинга как разновидности общественно-опасного действия.
В целом, по словам Мадины, существующие меры административной и уголовной ответственности позволяют возбуждать дела и привлекать к ответственности правонарушителей за оскорбление и клевету в сети. Однако традиционное законодательство не учитывает специфику онлайн-пространства.
Так, дело может быть заведено только на основании заявления потерпевшего лица, то есть жертвы травли. Заявление, в свою очередь, должно подаваться не в отношении аккаунта, а в отношении конкретного лица. Поскольку соцсети и интернет позволяют сохранять анонимность, жертва кибербуллинга не может самостоятельно установить реальную личность агрессора, то есть идентифицировать его имя, фамилию и другие данные, необходимые для обращения в органы.
Есть ряд других проблем — доказать, что оскорбления и травля в сети привели к ухудшению психического здоровья или самоубийству человека, очень сложно. Это требует проведения экспертиз, психологических, лингвистических и т.д.
Если человек регулярно получает сообщения с угрозами, привлечь лицо к ответственности (если не доказаны реальные намерения или приготовления к совершению преступления) практически невозможно, так как уголовный кодекс требует наличия достаточных оснований опасаться осуществления этой угрозы.
Также предусмотренные меры ответственности предполагают индивидуальную ответственность и не могут применяться в случаях кибербуллинга, совершаемого группой лиц.
По мнению Мадины Турсуновой, традиционное законодательство устарело и не может отвечать на вызовы цифрового мира. Поэтому необходимо внедрить прямые нормы ответственности за агрессивно-оскорбительные действия и угрозы в сети, выделить в качестве объекта правонарушения не только честь и достоинство, но и психическое здоровье человека.
На сегодняшний день вопрос безопасности и защита чести и достоинства в цифровой среде актуальны во всём мире. В таких странах, как Южная Корея, Франция, США и Германия уже введены отдельные меры уголовной ответственности за кибербуллинг. В частности, жёстко пресекаются подобные действия в отношении детей и подростков.
Полезные советы и рекомендации:
Самрин Мамедова
Материал создан при технической поддержке Представительства IWPR в Центральной Азии в рамках менторской программы проекта «Развитие новых медиа и цифровой журналистики». Содержание данного материала, взгляды, мнения и их интерпретация принадлежат автору/-ам и могут не отражать официальную позицию IWPR.