История жизни Собиры Холдоровой — это не только трагедия, вызванная политическими репрессиями, но и вдохновляющий пример того, как сильный характер, преданность семье и стремление к знаниям помогают преодолеть самые тяжелые испытания. Её путь от простой девочки из дехканской семьи до влиятельной деятельницы оставил яркий след в истории Узбекистана.
Ранние годы и образование
Собира Холдарова родилась в 1907 году в городе Чуст в небогатой дехканской семье. В возрасте пяти лет она потеряла отца, который погиб в борьбе за воду с мирабами (контролировавшими распределение воды). Её дядя, Умар Кузибоев, взял на себя ответственность за воспитание племянницы, и перевез её в свою семью в Коканд. В 1918 году её дядя погиб в ходе смуты, начавшейся в Туркестане, из-за чего они с матерью были вынуждены перебраться к другим родственникам.
В 1919 году 13-летнюю Собиру выдали замуж за мужчину значительно старше её. Собира не признала этот брак, и её супруг решил заморить её голодом, закрыв в сарае. Однако она сумела сбежать, а милиция, найдя еёплачущей на обочине, направила в школу-интернат № 5. Когда её мать узнала, что Собира находится в интернате, она устроилась туда работать, что позволило Собрие продолжить образование. Благодаря поддержке матери, Собира окончила шестимесячные курсы на педагога и начала преподавать в махаллях Коканда.
Общественная и профессиональная деятельность
С юных лет Собира проявляла активную жизненную позицию и увлеклась общественной деятельностью. В 1923 году Собира продолжила обучение вместе с подругами из школы- интернат, такими как Халима Насирова и Хосият Комилова, в «Хотин кизлар Билим Юрти» в Ташкенте. 3 ноября 1924 года на митинге женщин против неравенства в старом городе Ташкента Собира демонстративно сняла паранджу.
Во время учёбы в Билим Юрт она активно участвовала в комсомольской жизни, став секретарём комсомольской ячейки. Затем начала работать редакторкой различных молодёжных изданий, таких как газета «Кызыл кунгирок» и журнал «Янги йул», уже в 17 лет. Она также участвовала в еженедельном бюллетене женотдела, где познакомилась с лидерами борьбы за свободу женщин, включая Серафиму Любимову.
В 1925 году, после окончания учебы с отличием, Собира начала преподавать в женской школе в Кашкарской махалле и продолжила работать редактором в журнале «Янги йул». Она писала об образовании девочек, отказе от паранджи, выходе на работу и борьбе против консервативных взглядов .Её журналистская карьера началась именно в этот период.
В 1926 году она поступила в Государственный институт журналистики в Москве, где познакомилась с лидерами борьбы за права женщин и представителями прессы, а также встретилась с Надеждой Крупской.
В 1927 году Собира вступила в ряды КПСС. Проживая в Москве, она встретила своего первого супруга Саидахмада Назарова, и вскоре они поженились. Через год у них родился сын. В 1929 году, окончив институт с отличием, она стала первой женщиной-журналисткой из УзССР. Вернувшись в Узбекистан, она работала редактором в газете «Янги йул» и второй редактором в «Ишчи» в Самарканде, активно участвуя в общественной жизни.
Однако её супруг был обвинён в убийстве и после длительного расследования был расстрелян.
В 1930 году она была избрана членом ЦК по общественной агитации и председательницей сектора по работе с женщинами и девушками. В дальнейшем стала первой секретаркой Кировского района Ташкента.
Семья и личная жизнь
Собира встретила своего второго мужа, Муминджона Усманова, когда они совместно переводили на узбекский язык книгу Сталина «Ленинизм». Муминджон был руководителем отдела агитации и пропаганды в Центральном комитете. Вместе они воспитывали двоих детей — сына Пулатжона и дочь Манзуру.
Семейные испытания
Жизнь Собиры резко изменилась в 1937 году, когда ситуация в стране стала напряжённой. Вскоре муж Собиры был арестован и отправлен в тюрьму. Через некоторое время “чёрный воронок” НКВД пришли за ней. 22 сентября 1937 года в её доме был произведён обыск, после которого Собира была арестована и обвинена в «потере классового сознания и связи с интеллектуальным революционным движением».
Она была признана «врагом народа». Несмотря на мужество и стойкость, Собира не смогла избежать жестоких пыток, но не признала свою вину. В итоге такого обращения Собира почти помутилась умом. 29 марта 1939 года её признали виновной по ст. 63 и 67 УК УзССР и сослали на 10 лет в трудовой лагерь в холодную Якутию, а её детей отдали в детский дом.
Семейные испытания
Комила, мать Собиры, не сдавалась и, найдя внуков, забрала их домой. Она одна заботилась о внуках, которые остались без родителей. Несмотря на трудности, семья не переставала надеяться на лучшее будущее. Их поддерживали друзья и коллеги, такие как народная артистка СССР Халима Насирова и Люфти Хоним.
Жизнь после заключения
В 1942 году Собира вернулась из ссылки из-за своего психологического состояния. Её здоровье было подорвано, но, несмотря на это, она продолжала работать — сначала в колхозе в Шахрихонском районе, затем помогала матери в воспитании детей. В 1956 году её дело было пересмотрено, благодаря её многочисленным письмам первому секретарю ЦК КПСС Никите Хрущёву. Собира Холдарова была реабилитирована, а её имя очищено от обвинений. В том же году был оправдан и её муж. Однако он пропал без вести.
Дети и их судьбы
Несмотря на тяжёлое детство, дети Собриры смогли преодолеть трудности и добиться успеха. Пулатжон участвовал в Великой Отечественной войне с 1943 года, вернулся с фронта, работал и создал семью. Его дети: старший сын Тимур стал старшим лейтенантом, дочь — врачом, а младший сын — инженером.
Дети и их судьбы
Манзура, унаследовавшая стремление к знаниям от своей матери, стала специалистом в области математики и физики. Она много лет работала в Научно-исследовательском институте ядерной физики в Ташкенте и возглавляла научную лабораторию. Её муж Тимур Валиев также стал известным учёным, работая в Институте кибернетики, где получил звание доктора технических наук и профессора. Их дочь Лолахон пошла по творческому пути, став художницей.
Собира Холдарова ушла из жизни в 1981 году (точная дата смерти не известна). Её имя и история — это напоминание о непростых временах, когда сила духа и верность своим убеждениям помогали выживать даже в самых сложных обстоятельствах.
Подготовила Росина Ангалышева
⠀
Использованы материалы с сайтов qalampir.uz, gazeta.uz, «Макола журнал» и материалы Р-2854, опись 1, дело 37. Личный фонд Саодат Шамсиевой.
⠀
НеМолчиУз #ўзлик #История #немолчи_спецпроект
⠀