Борьба с домашним насилием актуальна практически по всех странах мира. Есть интересный опыт, который можно учесть и в Республике Узбекистан.
- Законодательство Канады содержит положение о том, что насилие в семье над любым членом семьи нарушает основные права человека, в том числе право на жизнь и здоровье, а также уважение личного достоинства; насилие в семье является формой насилия над ребенком, и государство в лице государственных органов и должностных лиц обязаны обеспечить всем гражданам равное толкование и уважение их прав и свобод.
Очень похоже на прописные истины. Однако, совсем неплохо иметь такие нормы и в Законе РУз «О защите женщин от притеснения и насилия».
Также целесообразно предусмотреть в Законе «О защите женщин от притеснения и насилия» обязательное оформление предупреждения на срок до двадцати четырех часов в случае сообщения о факте насилия о выдворении лица, совершившего насилие, из жилого помещения на срок действия охранного ордера, независимо от права собственности на жилье, с целью исключения дальнейшего продолжения насильственных действий. В течение данного срока решать вопрос о необходимости оформления охранного на срок до 30 дней, что может стать реальной мерой предотвращения насилия между лицами, проживающими совместно в браке либо без его регистрации, а также между лицами, связанными родством или свойством.
Пока трудно себе представить, что парламент Узбекистана внесёт данную поправку, так как очевидно, что во главу угла будет поставлен вопрос о защите права собственности. Но опыт других стран показывает, что за домашнее насилие не только предупреждают, но и выселяют агрессора. И такая мера является реальным сдерживающим фактором в продолжении насильственных действий.
- Предусмотреть в Законе «О защите женщин от притеснения и насилия», что лицо, ставшее жертвой домашнего насилия, вправе бесплатно обратиться в суд с жалобой на нарушение прав и о применении гражданских средств защиты, т. е. об издании запретительных приказов – приказа о запрете притеснения, приказа о правилах проживании, как это предусмотрено в законодательстве Великобритании, которое рассматривается судом в течение 48 часов и передаётся на исполнение органам внутренних дел и органам самоуправления граждан по месту жительства жертвы насилия.
- По опыту США дополнить права жертв насилия в Законе «О защите женщин от притеснения и насилия» положениями о том, что они имеют право:
- на справедливое обращение и уважение чести и достоинства, а также неприкосновенность частной жизни;
- быть в достаточной степени защищенными от обвиняемого;
- быть осведомленными о ходе разбирательства;
- присутствовать и активно участвовать на предварительном следствии и в суде;
- на бесплатную правовую помощь за счет государства;
- на получение информации о приговоре, сроке лишения свободы;
- на предоставление денежной компенсации за счет средств специального Фонда на переезд и смену места жительства, приобретение нового жилья, аренду жилья или оплату имеющегося жилья.
Временное жилое помещение для жертв/ лиц, пострадавших от насилия в семье, и их детей является специализированной услугой, которая должна соответствовать определенным стандартам, включая стандарты, касающиеся конфиденциальности, безопасности, направления в соответствующие органы и поддержки в кризисных ситуациях.
- Из опыта Франции можно предоставить право представлять интересы потерпевших от гендерной дискриминации, сексуального домогательства, включая жертв насилия, торговли людьми в ходе следствия и суда организациям, борющимся с насилием и гендерной дискриминацией, в том числе ННО. Сегодня достаточно большое число ННО, занимающихся защитой прав жертв насилия, в составе которых имеются опытные юристы. Их правовая помощь ограничивается правовым консультациями. Однако, очевидно, что наиболее уязвимыми жертвы насилия чувствуют себя в ходе следствия и суда. Поэтому для реализации прав жертв насилия на доступ к правосудию, которое гарантируется международными договорами Республики Узбекистан*, необходимо предоставить право на доступ к бесплатной правовой помощи адвоката, которая гарантируется за счет государства лицам, обвиняемым в совершении преступлений, но не потерпевшим от преступлений, что является в определенных случаях дискриминацией по признаку пола: когда агрессор (чаще всего мужчина) получает бесплатную помощь адвоката, а жертва (чаще всего женщина) – нет.
- По опыту США в Законе «О защите женщин от притеснения и насилия» полномочия органов внутренних дел можно дополнить их обязанностью сформировать у сотрудников правоохранительных органов отношение к насилию против женщин как одному из главных приоритетов их деятельности, цель которой состоит в искоренении традиций, культивирующих насилие в отношении женщин.
Для этого в законодательстве должно быть указано, что все они должны проходить специальную подготовку. Нельзя допустить, чтобы лицо, которое оправдывает притеснения, домогательства и насилие в отношении женщин, сам его совершает в быту и на работе, не понимает, как тяжело жертве насилия и в каком обращении она нуждается, был лицом, привлеченным к защите прав потерпевших от насилия и проведению расследования.
Так, например, законодательство Словении, Канады, Филиппин содержит нормы, предусматривающие, что сотрудники всех учреждений, занимающихся вопросами насилия в отношении женщин и детей, обязаны проходить обучение и подготовку по темам: a) характер и причины насилия в отношении женщин и их детей; b) юридические права и средства правовой защиты потерпевших, переживших насилие; c) предоставляемые услуги; d) юридические обязанности сотрудников органов внутренних дел по произведению арестов, обеспечению защиты и оказанию помощи; e) методы раскрытия и судебного рассмотрения случаев насилия в отношении женщин и их детей.
- По опыту США можно дополнить полномочия органов по труду в Законе «О защите женщин от притеснения и насилия» их обязанностью устанавливать запрет на дискриминацию жертв насилия работодателем, независимо от форм собственности предприятия, учреждения, организации, когда жертве требуется отпуск для поправки здоровья, для обеспечения безопасности и благополучия работницы или её ребёнка.
- Дополнить полномочия органов государственной власти на местах в Законе «О защите женщин от притеснения и насилия» обязанностью проведения учебных программ и превентивных мер, обучения специалистов на местах и предоставлению технической и финансовой помощи для реализации программ, разработанных для оказания помощи жертвам домашнего насилия.
- Руководствуясь опытом Польши, принять ведомственные нормативные акты, такие, например, как:
- МВД — «О методах и формах исполнения органами внутренних дел задач, связанных с противодействием и борьбой с притеснениями и насилием»; «О Единой межведомственной системе оценки рисков и стандартизированных мерах реагирования на случаи насилия с учетом факторов риска»;
- Министерство по поддержке махалли и семьи — «О стандартах основных услуг, оказываемых центрами реабилитации и адаптации жертв насилия и предупреждения суицида», «О порядке мирного разрешения споров путем применения процедуры медиации», «О порядке координации органами самоуправления граждан деятельности отраслевых ведомств в сфере противодействия и борьбы с домашним насилием»;
- Министерство труда и занятости – «О порядке трудоустройства женщин, пострадавших от притеснения и насилия»;
- Министерство юстиции — «О порядке организации информирования граждан о деятельности всех государственных органов, общественных, негосударственных некоммерческих организаций, органов самоуправления граждан против насилия в отношении женщин, детей и престарелых, правах жертв насилия и ответственности лиц, совершивших насилие, либо угрожающих его совершить»;
- Министерство здравоохранения – «О порядке оказания экстренной медицинской помощи, освидетельствования, проведения судебно-медицинской экспертизы, и реабилитации лиц, пострадавших от насилия» и т.д.
- Используя опыт Польши и Словении ввести обязанность органов здравоохранения, дошкольных и образовательных учреждений незамедлительно информировать правоохранительные органы или прокуратуру о подозреваемом насилии в отношении женщин и детей.
- По опыту Канады внедрить концепцию судов по исправлению лиц, обвиняемых в преступлениях, связанных с насилием, участниками которых и программы исправления виновных являются: судья, прокурор, адвокат, прошедшие специальную подготовку; представители службы защиты лиц, подвергшихся домашнему насилию; представители отделения предотвращения случаев семейного насилия; представители службы по вопросам семьи и детей; представители службы пробации; психологи; представители органов внутренних дел; социальные работники.
В Канаде в случае, если виновный признает свою вину, суды своим постановлением утверждают программу, которая обычно состоит из:
- исправительной программы, включающей вопросы жестокого обращения в семье, длительностью 15 недель;
- программы по предотвращению совершения повторных преступлений, связанных с домашним насилием, продолжительностью от 2 до 4 недель;
- иных дополнительных программ.
Не реже одного раза в месяц канадский суд рассматривает вопрос о том, насколько успешно подсудимый продвигается в процессе исправления. При необходимости в программу могут быть внесены коррективы. На стадии прохождения программы исправления дело подсудимого может быть передано в суд общей компетенции при наличии одного из следующих обстоятельств:
- подсудимый уклоняется от прохождения программы;
- подсудимый не посещает групповых занятий;
- контролирующие органы приходят к выводу о невозможности исправления подсудимого в ходе реализации программы.
После завершения программы служба защиты лиц, подвергшихся домашнему насилию, прокурор и адвокат подсудимого представляют свои рекомендации в службу пробации по вопросу размера и вида наказания. На основании этих рекомендаций служба пробации входит в суд с предложением о возможном и целесообразном для данного конкретного лица виде и размере наказании.
Эта практика показывает, какова активная роль судов в предотвращении насилия в отношении женщин, как органа правосудия.
Юридическая практика Европейского Суда по правам человека и Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин, а также анализ, проведенный Специальным докладчиком по вопросу о насилии в отношении женщин, высвечивают некоторые общие для государств пробелы в применении защитных предписаний. Выявление этих пробелов способствует выработке передовой практики внедрения механизмов защитных предписаний:
- механизмы вынесения защитных предписаний (предупреждений, запретительных приказов, охранных ордеров) должны допускать их немедленное вынесение — в экстренных случаях и в отсутствии правонарушителя (ex parte);
- органам власти, особенно правоохранительным органам, следует информировать жертв домашнего насилия об их праве ходатайствовать о вынесении защитного предписания;
- соблюдение защитных предписаний должно быть эффективно обеспечено, а правонарушители должны привлекаться к административной ответственности на нарушение запретительных приказов, к уголовной ответственности — за нарушение условий охранного ордера;
- основное внимание в защитных предписаниях должно уделяться обеспечению безопасности и защиты жертв, а не обращению с правонарушителями;
- срок действия защитных предписаний должен быть достаточным, и они должны содержать четко сформулированные и могущие быть принудительно выполненными указания, обеспечивающие максимальную безопасность;
- органы системы юстиции должны координировать свои действия и обмениваться информацией о вынесенных защитных предписаниях (особенно важна координация между уголовными судами и судами по семейным делам, а также между судами и органами внутренних дел).
Таким образом, прогрессивный зарубежный опыт может быть перенят с целью создания в обществе нетерпимой атмосферы в отношении гендерного насилия.
Анализ и рекомендации представлены Гульнорой Ишанхановой – руководительницей правового отдела ННО «Оила», свободной соискательницей ТГЮУ. Фото: Nuz.Uz
Ранее мы публиковали рекомендации от Ирины Матвиенко, основательницы Nemolchi.uz.
* Конвенция ООН о ликвидации дискриминации в отношении женщин.
Статья 2
Государства-участники осуждают дискриминацию в отношении женщин во всех ее формах, соглашаются безотлагательно всеми соответствующими способами проводить политику ликвидации дискриминации в отношении женщин и с этой целью обязуются:
а) включить принцип равноправия мужчин и женщин в свои национальные конституции или другое соответствующее законодательство, если это еще не было сделано, и обеспечить с помощью закона и других соответствующих средств практическое осуществление этого принципа;
b) принимать соответствующие законодательные и другие меры, включая санкции, там, где это необходимо, запрещающие всякую дискриминацию в отношении женщин;
с) установить юридическую защиту прав женщин на равной основе с мужчинами и обеспечить с помощью компетентных национальных судов и других государственных учреждений эффективную защиту женщин против любого акта дискриминации;
d) воздерживаться от совершения каких-либо дискриминационных актов или действий в отношении женщин и гарантировать, что государственные органы и учреждения будут действовать в соответствии с этим обязательством;
е) принимать все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин со стороны какого-либо лица, организации или предприятия;
f) принимать все соответствующие меры, включая законодательные, для изменения или отмены действующих законов, постановлений, обычаев и практики, которые представляют собой дискриминацию в отношении женщин;
g) отменить все положения своего уголовного законодательства, которые представляют собой дискриминацию в отношении женщин.