Отправить историю
burger x
#Инструкции для пострадавших

Рекомендации Гульноры Ишанхановой по борьбе с домашним насилием в Узбекистане

Рекомендации Гульноры Ишанхановой по борьбе с домашним насилием в Узбекистане
10 Фев 2022

Борьба с домашним насилием актуальна практически по всех странах мира. Есть интересный опыт, который можно учесть и в Республике Узбекистан....

Борьба с домашним насилием актуальна практически по всех странах мира. Есть интересный опыт, который можно учесть и в Республике Узбекистан.

  1. Законодательство Канады содержит положение о том, что насилие в семье над любым членом семьи нарушает основные права человека, в том числе право на жизнь и здоровье, а также уважение личного достоинства; насилие в семье является формой насилия над ребенком, и государство в лице государственных органов и должностных лиц обязаны обеспечить всем гражданам равное толкование и уважение их прав и свобод.

Очень похоже на прописные истины. Однако, совсем неплохо иметь такие нормы и в Законе РУз «О защите женщин от притеснения и насилия».

Также целесообразно предусмотреть в Законе «О защите женщин от притеснения и насилия» обязательное оформление предупреждения на срок до двадцати четырех часов в случае сообщения о факте насилия о выдворении лица, совершившего насилие, из жилого помещения на срок действия охранного ордера, независимо от права собственности на жилье, с целью исключения дальнейшего продолжения насильственных действий. В течение данного срока решать вопрос о необходимости оформления охранного на срок до 30 дней, что может стать реальной мерой предотвращения насилия между лицами, проживающими совместно в браке либо без его регистрации, а также между лицами, связанными родством или свойством.

Пока трудно себе представить, что парламент Узбекистана внесёт данную поправку, так как очевидно, что во главу угла будет поставлен вопрос о защите права собственности. Но опыт других стран показывает, что за домашнее насилие не только предупреждают, но и выселяют агрессора. И такая мера является реальным сдерживающим фактором в продолжении насильственных действий.

  1. Предусмотреть в Законе «О защите женщин от притеснения и насилия», что лицо, ставшее жертвой домашнего насилия, вправе бесплатно обратиться в суд с жалобой на нарушение прав и о применении гражданских средств защиты, т. е. об издании запретительных приказов – приказа о запрете притеснения, приказа о правилах проживании, как это предусмотрено в законодательстве Великобритании, которое рассматривается судом в течение 48 часов и передаётся на исполнение органам внутренних дел и органам самоуправления граждан по месту жительства жертвы насилия.
  1. По опыту США дополнить права жертв насилия в Законе «О защите женщин от притеснения и насилия» положениями о том, что они имеют право:
  • на справедливое обращение и уважение чести и достоинства, а также неприкосновенность частной жизни;
  • быть в достаточной степени защищенными от обвиняемого;
  • быть осведомленными о ходе разбирательства;
  • присутствовать и активно участвовать на предварительном следствии и в суде;
  • на бесплатную правовую помощь за счет государства;
  • на получение информации о приговоре, сроке лишения свободы;
  • на предоставление денежной компенсации за счет средств специального Фонда на переезд и смену места жительства, приобретение нового жилья, аренду жилья или оплату имеющегося жилья.

Временное жилое помещение для жертв/ лиц, пострадавших от насилия в семье, и их детей является специализированной услугой, которая должна соответствовать определенным стандартам, включая стандарты, касающиеся конфиденциальности, безопасности, направления в соответствующие органы и поддержки в кризисных ситуациях.

  1. Из опыта Франции можно предоставить право представлять интересы потерпевших от гендерной дискриминации, сексуального домогательства, включая жертв насилия, торговли людьми в ходе следствия и суда организациям, борющимся с насилием и гендерной дискриминацией, в том числе ННО. Сегодня достаточно большое число ННО, занимающихся защитой прав жертв насилия, в составе которых имеются опытные юристы. Их правовая помощь ограничивается правовым консультациями. Однако, очевидно, что наиболее уязвимыми жертвы насилия чувствуют себя в ходе следствия и суда. Поэтому для реализации прав жертв насилия на доступ к правосудию, которое гарантируется международными договорами Республики Узбекистан*, необходимо предоставить право на доступ к бесплатной правовой помощи адвоката, которая гарантируется за счет государства лицам, обвиняемым в совершении преступлений, но не потерпевшим от преступлений, что является в определенных случаях дискриминацией по признаку пола: когда агрессор (чаще всего мужчина) получает бесплатную помощь адвоката, а жертва (чаще всего женщина) – нет.
  1. По опыту США в Законе «О защите женщин от притеснения и насилия» полномочия органов внутренних дел можно дополнить их обязанностью сформировать у сотрудников правоохранительных органов отношение к насилию против женщин как одному из главных приоритетов их деятельности, цель которой состоит в искоренении традиций, культивирующих насилие в отношении женщин.

Для этого в законодательстве должно быть указано, что все они должны проходить специальную подготовку. Нельзя допустить, чтобы лицо, которое оправдывает притеснения, домогательства и насилие в отношении женщин, сам его совершает в быту и на работе, не понимает, как тяжело жертве насилия и в каком обращении она нуждается, был лицом, привлеченным к защите прав потерпевших от насилия и проведению расследования.

Так, например, законодательство Словении, Канады, Филиппин содержит нормы, предусматривающие, что сотрудники всех учреждений, занимающихся вопросами насилия в отношении женщин и детей, обязаны проходить обучение и подготовку по темам: a) характер и причины насилия в отношении женщин и их детей; b) юридические права и средства правовой защиты потерпевших, переживших насилие; c) предоставляемые услуги; d) юридические обязанности сотрудников органов внутренних дел по произведению арестов, обеспечению защиты и оказанию помощи; e) методы раскрытия и судебного рассмотрения случаев насилия в отношении женщин и их детей.

  1. По опыту США можно дополнить полномочия органов по труду в Законе «О защите женщин от притеснения и насилия» их обязанностью устанавливать запрет на дискриминацию жертв насилия работодателем, независимо от форм собственности предприятия, учреждения, организации, когда жертве требуется отпуск для поправки здоровья, для обеспечения безопасности и благополучия работницы или её ребёнка.
  2. Дополнить полномочия органов государственной власти на местах в Законе «О защите женщин от притеснения и насилия» обязанностью проведения учебных программ и превентивных мер, обучения специалистов на местах и предоставлению технической и финансовой помощи для реализации программ, разработанных для оказания помощи жертвам домашнего насилия.
  3. Руководствуясь опытом Польши, принять ведомственные нормативные акты, такие, например, как:
  • МВД — «О методах и формах исполнения органами внутренних дел задач, связанных с противодействием и борьбой с притеснениями и насилием»; «О Единой межведомственной системе оценки рисков и стандартизированных мерах реагирования на случаи насилия с учетом факторов риска»;
  • Министерство по поддержке махалли и семьи — «О стандартах основных услуг, оказываемых центрами реабилитации и адаптации жертв насилия и предупреждения суицида», «О порядке мирного разрешения споров путем применения процедуры медиации», «О порядке координации органами самоуправления граждан деятельности отраслевых ведомств в сфере противодействия и борьбы с домашним насилием»;
  • Министерство труда и занятости – «О порядке трудоустройства женщин, пострадавших от притеснения и насилия»;
  • Министерство юстиции — «О порядке организации информирования граждан о деятельности всех государственных органов, общественных, негосударственных некоммерческих организаций, органов самоуправления граждан против насилия в отношении женщин, детей и престарелых, правах жертв насилия и ответственности лиц, совершивших насилие, либо угрожающих его совершить»;
  • Министерство здравоохранения – «О порядке оказания экстренной медицинской помощи, освидетельствования, проведения судебно-медицинской экспертизы, и реабилитации лиц, пострадавших от насилия» и т.д.
  1. Используя опыт Польши и Словении ввести обязанность органов здравоохранения, дошкольных и образовательных учреждений незамедлительно информировать правоохранительные органы или прокуратуру о подозреваемом насилии в отношении женщин и детей.
  2. По опыту Канады внедрить концепцию судов по исправлению лиц, обвиняемых в преступлениях, связанных с насилием, участниками которых и программы исправления виновных являются: судья, прокурор, адвокат, прошедшие специальную подготовку; представители службы защиты лиц, подвергшихся домашнему насилию; представители отделения предотвращения случаев семейного насилия; представители службы по вопросам семьи и детей; представители службы пробации; психологи; представители органов внутренних дел; социальные работники.

В Канаде в случае, если виновный признает свою вину, суды своим постановлением утверждают программу, которая обычно состоит из:

  • исправительной программы, включающей вопросы жестокого обращения в семье, длительностью 15 недель;
  • программы по предотвращению совершения повторных преступлений, связанных с домашним насилием, продолжительностью от 2 до 4 недель;
  • иных дополнительных программ.

Не реже одного раза в месяц канадский суд рассматривает вопрос о том, насколько успешно подсудимый продвигается в процессе исправления. При необходимости в программу могут быть внесены коррективы. На стадии прохождения программы исправления дело подсудимого может быть передано в суд общей компетенции при наличии одного из следующих обстоятельств:

  • подсудимый уклоняется от прохождения программы;
  • подсудимый не посещает групповых занятий;
  • контролирующие органы приходят к выводу о невозможности исправления подсудимого в ходе реализации программы.

После завершения программы служба защиты лиц, подвергшихся домашнему насилию, прокурор и адвокат подсудимого представляют свои рекомендации в службу пробации по вопросу размера и вида наказания. На основании этих рекомендаций служба пробации входит в суд с предложением о возможном и целесообразном для данного конкретного лица виде и размере наказании.

Эта практика показывает, какова активная роль судов в предотвращении насилия в отношении женщин, как органа правосудия.

Юридическая практика Европейского Суда по правам человека и Комитета ООН по ликвидации дискриминации в отношении женщин, а также анализ, проведенный Специальным докладчиком по вопросу о насилии в отношении женщин, высвечивают некоторые общие для государств пробелы в применении защитных предписаний. Выявление этих пробелов способствует выработке передовой практики внедрения механизмов защитных предписаний:

  • механизмы вынесения защитных предписаний (предупреждений, запретительных приказов, охранных ордеров) должны допускать их немедленное вынесение — в экстренных случаях и в отсутствии правонарушителя (ex parte);
  • органам власти, особенно правоохранительным органам, следует информировать жертв домашнего насилия об их праве ходатайствовать о вынесении защитного предписания;
  • соблюдение защитных предписаний должно быть эффективно обеспечено, а правонарушители должны привлекаться к административной ответственности на нарушение запретительных приказов, к уголовной ответственности — за нарушение условий охранного ордера;
  • основное внимание в защитных предписаниях должно уделяться обеспечению безопасности и защиты жертв, а не обращению с правонарушителями;
  • срок действия защитных предписаний должен быть достаточным, и они должны содержать четко сформулированные и могущие быть принудительно выполненными указания, обеспечивающие максимальную безопасность;
  • органы системы юстиции должны координировать свои действия и обмениваться информацией о вынесенных защитных предписаниях (особенно важна координация между уголовными судами и судами по семейным делам, а также между судами и органами внутренних дел).

Таким образом, прогрессивный зарубежный опыт может быть перенят с целью создания в обществе нетерпимой атмосферы в отношении гендерного насилия.

Анализ и рекомендации представлены Гульнорой Ишанхановой – руководительницей правового отдела ННО «Оила», свободной соискательницей ТГЮУ. Фото: Nuz.Uz

Ранее мы публиковали рекомендации от Ирины Матвиенко, основательницы Nemolchi.uz.

* Конвенция ООН о ликвидации дискриминации в отношении женщин.

Статья 2

Государства-участники осуждают дискриминацию в отношении женщин во всех ее формах, соглашаются безотлагательно всеми соответствующими способами проводить политику ликвидации дискриминации в отношении женщин и с этой целью обязуются:

а) включить принцип равноправия мужчин и женщин в свои национальные конституции или другое соответствующее законодательство, если это еще не было сделано, и обеспечить с помощью закона и других соответствующих средств практическое осуществление этого принципа;

b) принимать соответствующие законодательные и другие меры, включая санкции, там, где это необходимо, запрещающие всякую дискриминацию в отношении женщин;

с) установить юридическую защиту прав женщин на равной основе с мужчинами и обеспечить с помощью компетентных национальных судов и других государственных учреждений эффективную защиту женщин против любого акта дискриминации;

d) воздерживаться от совершения каких-либо дискриминационных актов или действий в отношении женщин и гарантировать, что государственные органы и учреждения будут действовать в соответствии с этим обязательством;

е) принимать все соответствующие меры для ликвидации дискриминации в отношении женщин со стороны какого-либо лица, организации или предприятия;

f) принимать все соответствующие меры, включая законодательные, для изменения или отмены действующих законов, постановлений, обычаев и практики, которые представляют собой дискриминацию в отношении женщин;

g) отменить все положения своего уголовного законодательства, которые представляют собой дискриминацию в отношении женщин.

Предыдущая статья

Процент женщин в парламентах разных стран.
10 Фев 2022
Процент женщин в парламентах разных стран.

Следующая статья

Руководство министерства народного образования Республики Узбекистан.
11 Фев 2022
Руководство министерства народного образования Республики Узбекистан.
От редакции
Анонимные истории
манипуляции сыном
06 октября 2024
манипуляции сыном

Почти 8 лет назад родители выдали меня замуж, за человека, который старше меня на 10 лет, мы его не знали. По словам моих двоюродных братьев он был нормальным парнем, не пьющий, не курящий и т.д мы. Но он мне никак не симпатизировал, потому что (даже зубы не чистил) не смотря не свою неприязнь к нему […]

За что?
04 октября 2024
За что?

Мне чуть больше 20, в Узбекистане живу больше 15 лет. Я старшая в семье. Жила в очень строгой азиатской, верующей семье, за малейшую провинность могла сильно получить от мамы. Я сильно боялось ее, мало что рассказывала. Родители говорили мне «доча, скажи нам правду мы тебя не накажем» но после этих слов когда я признавалась в […]

Гражданство
04 октября 2024
Гражданство

Мне чуть больше тридцати лет. Я мать троих детей. Почти 10 лет назад вышла замуж в Казахстан, муж родом из Узбекистана. Через год после переезда он предложил выйти за него, так как раньше у нас были отношения. ⠀ С мужем было у нас все хорошо, но свекровь с самого начала как я узнала потом, была […]

Стюардесса
03 октября 2024
Стюардесса

Хочу поделиться с вами своей личной трагедией, которую переживаю прямо сейчас. Никогда не думала, что попаду в ситуацию, когда мне придется в качестве женщины просить защиты от произвола у проекта «НеМолчи.уз».  Я поступила на работу в одну авиакомпанию больше 15 лет назад. Проработала в этой авиакомпании больше 15 лет с перерывом в несколько лет, когда […]

Многословность
22 сентября 2024
Многословность

Я долго думала написать или нет. Это произошло несколько лет назад. Я сама из области, но жила и работала в столице. Тогда мне было 30 лет. Я сказала моей знакомой, что у меня болит спина, она посоветовала массажиста в нашем городе. Она настаивала чтобы я пошла к нему. Я ей сказала, что массаж от мужчины […]

Эпоха в отражении одной судьбы: История Дилькаш Агзамовны Назировой
03 сентября 2024
Эпоха в отражении одной судьбы: История Дилькаш Агзамовны Назировой

На этом фото моя мама, ей всего 3 года. 27 августа этого года она покинула этот мир. Я всегда поражаюсь, почему многие мои соотечественники не любят вешать дома фотографии, особенно сейчас, когда определённая часть общества пребывает под влиянием различных радикальных идей, известных своими запретами, в том числе запретами фотографий. Для меня же фотографии невероятно ценны. […]

Все статьи по теме
top