Каждый день за закрытыми дверями могут разыгрываться настоящие трагедии. Дом, который должен быть для ребёнка самым безопасным местом, часто становится источником боли и страха. Но что делает государство, чтобы защитить этих детей? Законы принимаются, нормы обновляются, но кажется, что их недостаточно, чтобы по-настоящему разорвать этот круг насилия.Законодательные изменения: шаги в темноте?В 2024 году в Узбекистане был сделан важный шаг в борьбе с насилием против детей. Обширный закон предусмотрел насилие в отношении детей в разных аспектах жизни. Кроме этого были введены поправки к статье 126-1 УК РУз ввели в диспозицию семейного(бытового) насилия преступления и против несовершеннолетнего, начиная с части 2 данной статьи. Казалось бы теперь круг пострадавших от семейного(бытового) насилия расширился и теперь дети тоже будут защищены. Однако при более глубоком анализе видно, что статья 126-1 частично дублирует статью 110 УК, которая была гораздо шире по охвату:Статья 110 УК позволяет привлекать к ответственности за насилие, в том числе за психологическое давление и унижения. Кроме того, в статье 110 предусмотрено более тяжкое наказание за схожий вред здоровью.Возможно, в правоприменительной практике продолжится приминение статьи 110 для описанных выше случаев.Но есть и другие вопросы.Как быть с психологическим насилием против детей, которое не оставляет синяков, но ломает личность? Этот аспект пока остаётся вне поля зрения статьи 126-1 УК РУз, несмотря на то, что понятие психологического насилия против детей введено и закреплено новым законом по Защите детей от всех форм насилия. Отметим, что закон ещё не вступил в силу, но понимание психологического насилия в отношении женщин уже существует в нашей Правовой системе.Как регулировать примирение? По статье 66 УК стороны могут примириться, если преступление относится к небольшой или средней тяжести. Но жертва-ребёнок, зависимый от взрослых, часто оказывается в ситуации, где его мнение не учитывается.Что мы видим на практике?Сейчас дети не выделены в отдельную категорию в порядке о примирении сторон, также Постановление Пленума Верховного суда (№30), регулирующее вопросы семейного насилия, не даёт конкретных указаний по защите детей. Это открывает путь для формального подхода, где родитель-агрессор может сохранить права через примирение, а ребёнок остаётся беззащитным.Например, если отец нанёс ребёнку лёгкий вред здоровью, мать, находясь под давлением или зависимостью от агрессора, может «простить» его в суде. Но кто защитит интересы самого ребёнка? Такие случаи — могут стать не ошибками системы, а результатами её несовершенства.Реабилитация: когда помощи нет?После насилия для ребёнка особенно важна помощь: психологическая, медицинская и социальная. Но в Узбекистане система реабилитации детей как отдельных пострадавших от домашнего насилия не предусмотрена. Почему дети остаются без помощи?Постановление Президента №175 и сопутствующие ему положения о реабилитации жертв насилия ориентировано на женщин, дети рассматриваются только как сопровождающие женщину лица. Но дети не не фигурируют как самостоятельные пострадавшие от домашнего насилия. Размещение их в комнатах экстренной помощи или кризисных центрах без родителей не прописано. Непонятно также как несовершеннолетние пострадавшие от домашнего насилия будут получать социальные услуги по реабилитации в обход родителей, в случае, если они же являются агрессорами.Более того, в случае насилия над детьми со стороны агрессоров, в программу реабилитации должны входить и обязательные коррекционные программы для родителей, совершивших насилия. Отъём ребёнка из семьи должен быть крайней мерой, но если семья не проходит реабилитацию, это становится неизбежным.Возможно, социальные услуги оказываются несовершеннолетним уже сейчас, в порядке индивидуального подхода сотрудников соцзащиты к ситуации, однако для прочной выстроенной системы необходимы закрепленные изменения во всех актах, постановлениях и регламентах.Кто представит ребёнка?Очень важным вопросом становится и то, кто будет представлять ребенка, когда насилие против него совершили самые близкие. Хватит ли ресурса у нынешних органов опеки? Кто проследит, что опекуны из числа других членов семьи не будут решать дело в интересах агрессора?Примирение: лазейка для насилия?Статья 66 УК, позволяющая прекращение дела в случае примирения, создаёт лазейку, особенно в делах, где жертвами являются дети.Почему это проблема?Дети не выделены как особая категория в правилах примирения. Это может позволить судам формально подходить к делам, игнорируя реальные обстоятельства и всю сложность и комплексность дел о домашнем насилии, где пострадавшими, находящимися под давлением могут быть все члены семьи. В таких делах оценка целесообразности и добровольности примирения должны решаться комплексно, при помощи профильных специалистов, после работы с ребенком. Более того, в случаях конфликта интересов между интересами родителей и интересами детей (рекомендация ввести guardian ad litem для защиты интересов детей) в международной практике предусмотрено назначение юридического опекуна-guardian ad litem, который выступает исключительно в интересах детей. Необходимо ввести законом систему подобного представительства.В целом, поправки к статье 126-1 УКРУз в виде, в котором они есть сейчас выглядят как акт ради акта, а система защиты детей от домашнего насилия продолжает оставаться неразвитой. О том, что можно сделать, чтобы система заработала мы поговорим во второй части.
Как государство (не) защищает детей от домашнего насилия. Боль, которая остаётся за дверями
Каждый день за закрытыми дверями могут разыгрываться настоящие трагедии. Дом, который должен быть для ребёнка самым безопасным местом, часто становится...
10