Как защитить детей и подростков от сексуализированного насилия

Как защитить детей и подростков от сексуализированного насилияКак защитить детей и подростков от сексуализированного насилия: рекомендации Nemolchi.Uz по изменению в законодательстве Узбекистана.

Проект «Nemolchi.» ранее проанализировал известные кейсы по сексуализированному насилию против детей, а также международные стандарты и законодательные нормы разных стран в области сексуализированных преступлений против детей.

Защита детей первичная задача государства. Многие страны совершенствуют своё законодательство, исходя из положений Конвенции о правах ребенка и Лансаротской конвенции. Опыт таких изменений можно учесть и в законодательстве Узбекистана.

1. Государство однозначно признаёт преступлением любой половой акт с несовершеннолетним. Однако половой акт может произойти между ровесниками по добровольному желанию. Поэтому в уголовных кодексах разных стран указан минимальный возраст уголовной ответственности по подобным статьям или другие нюансы. Например, статья 174 уголовного кодекса Молдовы предусматривает отсутствие ответственности за вступление в половую связь с несовершеннолетним, если лицо, совершившее деяние, близко по возрасту и физическому и психическому развитию с потерпевшим (потерпевшей). Уголовный Кодекс Российской Федерации предусматривает, что ответственность за подобные преступления возникает только с 18 лет, однако, если разница в возрасте между потерпевшим и преступником будет менее четырех лет, то к подсудимому не применят санкции, связанной с лишением свободы. В законодательстве Кыргызстана ответственность за данное преступление также наступает с 18 лет. В УК Украины оговаривается, что уголовная ответственность по подобным преступлениям наступает с 16 лет.

2. Учитывая опыт большей части постсоветских стран, стоит ужесточить наказание за части 2 и 3 статьи 128, а также исключить из статьи 129 санкцию, предполагающую возможность исправительных или общественных работ за развратные действия в отношении детей.

В статье 141 УК Грузии за развратные действия без применения насилия в отношении лица, не достигшего 16 лет, предусматривается лишение свободы от пяти до семи лет. Для сравнения в Узбекистане можно отделаться штрафом или исправительными работами.

3. Большинство стран, подписавших Лансаротскую конвенцию, при применении санкций за сексуализированные преступления против детей учитывают статью 28 данной конвенции, описывающей отягчающие обстоятельства, которые предусматривают, что:

a) преступление нанесло серьезный ущерб физическому или психическому здоровью жертвы;

b) преступлению предшествовали или его сопровождали пытки или акты грубого насилия;

c) преступление было совершено в отношении особо уязвимой жертвы (инвалидность, беременность, беспомощное состояние)

d) преступление было совершено членом семьи, лицом, живущим с ребенком, или лицом, злоупотребившим властью;

e) преступление было совершено несколькими лицами, действовавшими вместе;

f) преступление было совершено в составе организованной преступной группы;

g) лицо, совершившее преступление, уже было судимо за совершение преступлений такого же характера.

Законодательство Армении, подписавшей Конвенцию, добавляет пункт о совершении развратных действий или вступления в половой контакт с несовершеннолетним группой лиц, как отягчающее обстоятельство.

Часть этих отягчающих обстоятельств внесены в диспозицию рассматриваемых статей даже в странах, не подписавших Лансаротскую конвенцию, например, в Казахстане, где развратные действия в отношении несовершеннолетних членами семьи попадают под часть 2(наказываются от 10 до 15 лет с лишением права на занятие определенной деятельностью)

А за неоднократное совершение подобного преступления предполагается наказание от 12 до 17 лет лишения свободы с лишением права на занятие определенной деятельностью.

Для сравнения: в законодательстве Узбекистана не предусмотрена ответственность за совершение данных действий повторно, группой лиц или членами семьи и ответственными взрослыми.

4. Необходимо уделять внимание предотвращению подобных преступлений. Например, Лансаротская конвенция предлагает:

— Информировать широкую общественность о возможности и составе подобных преступлений, рассказывать, как их предотвратить;

— Готовить и обучать сотрудников, работающих с детьми, распознавать подобные преступления и сообщать в органы внутренних дел, а также проинформировать их о дополнительной ответственности за подобные преступления;

— Готовить и обучать сотрудников внутренних дел работе с подобными преступлениями, правильному их расследованию и классификации;

— Просвещать детей на базе обязательного и дополнительного образования о явлении сексуальной эксплуатации и преступлениях против их половой неприкосновенности;

— Привлекать к информационным кампаниям СМИ и гражданское общество;

В Узбекистане тема сексуализированного насилия над детьми освещается мало, а половое просвещение детей остается на довольно низком уровне, о чём наш проект уже неоднократно писал. Без этого детям сложно распознать противоправность действий взрослого и обратиться за помощью.

Реакция окружающих взрослых тоже может быть неадекватной: обвинения, стыд, молчание, непонимание, что делать. Всё это, наряду с либеральным наказанием в законодательстве, усложняет доступ несовершеннолетнего к защите от сексуализированного насилия.

  Рекомендации Nemolchi.Uz по статье 128 УК РУз

1. Присоединиться к Лансеротской конвенции, чтобы гарантировать каждому ребёнку Узбекистана полную защиту от посягательств на его половую неприкосновенность. Напоминаем, что международные документы можно ратифицировать с некоторыми оговорками, если государство считает, что не все пункты соответствуют проводимым им политикам.
2. Статью необходимо дополнить частями с градацией возраста потерпевшего (14 – 16; 12- 14). Категория малолетние ( до 12 лет) не должна включаться в диспозицию статьи.
3. В случае вступления в половую связь с лицом, не достигшим 12 лет, квалифицировать данное деяние исключительно по ч.4 статьи 118, даже при отсутствии признаков физического насилия (рекомендуется также внести изменения в статью 118 с учетом предлагаемых изменений)
4. Предусмотреть совершение преступления группой лиц, как отягчающее обстоятельство.
5. Обеспечить, чтобы меры наказания по данной статье полностью учитывали возрастные различия между потерпевшей стороной и преступником, и чтобы меры наказания были равноцены совершенным деяниям, как это сделано в законодательстве других стран. Лицо, совершившее деяние, предусмотренное статьей, не подлежит уголовной ответственности, если разница в возрасте не превышает двух лет. Эта разница в возрасте, на наш взгляд, является оптимальной, исходя из опыта других стран и предложенных проектом диспозиций статьи.  Такое ограничение защитит от уголовной ответственности подростков, вступающих в половую связь на основе обоюдного согласия.
6. Насилие, совершенное членом семьи, лицом, проживающим совместно с несовершеннолетним, либо лицом, осуществляющим уход, защиту, обучение (функции воспитания) или лечение несовершеннолетнего, выделять в отдельную часть статьи и рассматривать как тяжкое преступление. Подобный опыт есть в УК Казахстана (часть 2 статьи 122 предусматривает наказание от 7 до 12 лет лишения свободы), в УК Украины (часть 2 статьи 155 предусматривает наказание от 5 до 8 лет лишения свободы)
7. Исключить из санкций статьи меры наказания, не связанные с лишением и ограничением свободы, а также установить минимальное наказание по ограничению или лишению свободы, на срок от 3 лет в зависимости от части статьи, как это сделано в Казахстане, Кыргызстане, Молдове, Грузии, Украине, Латвии, Эстонии.
8. Включить дополнительное наказание в виде пожизненного запрета на право занимать определённые должности, занятие определенной деятельностью, а также запреты на усыновление детей.
Проанализировать отношение правоохранительных органов к потерпевшим-подросткам и обеспечить надлежащее расследование и судебное преследование в полном соответствии с законом. Обучить органы внутренних дел бережному и эмпатичному отношению к несовершеннолетним пострадавшим. Усовершенствовать следственные процедуры, с учетом возраста потерпевших, опираясь на рекомендации 1-4 глав Лансаротской конвенции.

Последняя рекомендация уже была озвучена в совместном Докладе о сексуализированном насилии в Узбекистане.

                     

Рекомендации Nemolchi.Uz по статье 129 УК РУз

1. Присоединиться к Лансеротской конвенции, чтобы гарантировать каждому ребёнку Узбекистана полную защиту от посягательств на его половую неприкосновенность. Напоминаем, что международные документы можно ратифицировать с некоторыми оговорками, если государство считает, что не все пункты соответствуют проводимым им политикам.
2. Статью необходимо дополнить частями с градацией возраста потерпевшего (14 – 16; 12- 14, до 12 лет), как это сделано в статье 135 УК Российской Федерации. Выделить преступления против малолетних в отдельную часть и применять по этой части жесткие санкции, подобный опыт есть в законодательстве Казахстана, где развращение малолетних выделено в отдельную 124 статью, наказание за подобное преступление – лишение свободы на срок 7 до 17 лет (в зависимости от части) с пожизненным запретом на определённую деятельность.
3. Насилие, совершенное членом семьи несовершеннолетнего, лицом, проживающим совместно с несовершеннолетним, либо лицом, осуществляющим уход, защиту, обучение (функции воспитания) или лечение несовершеннолетнего, выделять в отдельную часть статьи и применять предусматривать наказание как тяжкое преступление,(соответственно статье 28 Лансеротской конвенции) Подобный опыт есть в УК Казахстана (часть 2 статьи 124 предусматривает наказание от 10 до 15 лет лишения свободы), в УК Украины (часть 2 статьи 156 предусматривает наказание от 5 до 8 лет лишения свободы)
4. Рассматривать совершение преступления двумя и более лицами, как отягчающего обстоятельства, как это сделано в УК РФ в статье 135 часть 4, наказание в таком случае будет от 7 до 15 лет лишения свободы с запретом на занятие определённой деятельности.
5. Рассматривать совершение преступления в отношении двух и более лиц, а также лицом, ранее привлекавшийся по преступлениям против половой свободы, как отягчающего обстоятельства, как это сделано в УК РФ в статье 135 часть 3 и 5.
6. Исключить из санкций статьи наказание, не связанное с лишением свободы, и увеличить меру наказания, связанного с лишением или ограничением свободы, на срок от 2 лет (в зависимости от части статьи), как это уже сделано в Казахстане, Кыргызстане, Молдове, Грузии, Украине, Латвии, Эстонии.
7. Необходимо включить дополнительное наказание в виде пожизненного запрета на занятие определенной деятельностью, запреты на усыновление детей.

Выводы:

Законодательство Узбекистана недостаточно защищает несовершеннолетних от сексуализированного насилия и допускает лазейки для избегания ответственности преступниками. Несовершенство уголовного кодекса и классификации сексуализированных преступлений приводят к тому, что пострадавшие, даже преодолев внутреннее сопротивление и обратившись в органы внутренних дел, не могут добиться справедливого наказания насильнику.

Отсутствие четкого возрастного деления и широкого спектра диспозиций рассматриваемых статей в законодательстве Республики Узбекистан, а также закрытость данных о преступлениях против половой неприкосновенности детей, запрета на работу с детьми во всех профильных заведениях не позволяют обществу защитить детей от подобных преступников.

Государство обязано создавать безопасную среду для своих граждан. Насилие в отношении детей считается тяжким преступлением, так как это уязвимая группа, которая не может защитить себя самостоятельно. Для маленьких потерпевших часто нет безопасного места, их могут насиловать дома и в школе, родители и близкие взрослые могут молчать и скрывать преступления. Nemolchi.uz призывает правительство и парламент Узбекистана принять комплексные меры, чтобы изменить ситуацию.

Авторы: Нигина Худайбергенова, Мадина Очилова