Народ Туркестана реагировал на русское колониальное правление неоднородно: разные группы имели разные взгляды на проблемы и пути их решения. Мусульманские реформаторы, включая татар и туркестанцев, поддерживали «реформу женщин», затрагивая образование, возраст брака и роль женщин в обществе. Узбекистанские женщины-активистки 1920-х годов разрабатывали свои программы на основе этих идей.
Для некоторых реформаторов паранджа стала символом всего старого, и считалось, что его устранение способствует освобождению женщин. Национальные правительства Турции, Афганистана и Ирана поддерживали снятие паранджи как знак национального прогресса. До запуска Коммунистической партией кампании по снятию паранджи в Узбекистане уже существовало движение среди узбекских модернизаторов. Однако большинство женщин сняли паранджу под давлением со стороны Партии, которая активно проводила кампанию по её снятию. Полное покрывание лица было характерно только для оседлого населения. Сельские женщины, работавшие на полях, обычно носили чопан, накинутое на голову в стиле паранджи, но не закрывали всё лицо..Также паранджи из дорогих материалов стали статусным символом с ростом богатства в Центральной Азии.
Борьба за равенство и образование женщин
В XIX веке исламские реформаторы начали изменять систему образования. Татарские реформаторы в Российской империи внедрили светские предметы в исламские школы, что привело к расцвету образования в девичьих школах Казани в 1890-х годах.
К началу XX века подготовка учителей для татарских женщин стала доступна и для девочек в Туркестане. В Коканде, после подключения к железнодорожной системе Российской империи, началось активное развитие образования и культурной жизни.
Туркестанские женщины устраивали собрания “гап”, где обсуждали религиозные и реформистские идеи. Джадиды использовали “гап” для распространения своих реформистских идей.
Роль татарских учителей
Между 1917 и 1920 годом татарские учителя занимали многие учебные должности в только что открытых школах в Ташкенте. До 1920-х годов остальная часть империи получала информацию о женщинах Туркестана от татар.
Татарские женщины-активистки открывали школы для девочек в Туркестане и делились своим опытом в журнале “Суюм Бике”. Русскоязычные журналы “Работница” и “Крестьянка”, спонсируемые Коммунистической партией, пропагандировали “рационалистический” подход к женским ролям.
Женские клубы и обучение
В 1925 году Женский отдел ЦК Партии Узбекистана создал журнал “Янги Йўл” для узбекских женщин. Так же были созданы Женские клубы, предоставлявшие собой различные услуги, включая трёхмесячные курсы.
Женщины также посещали алфавитные курсы, которые проводились на рабочих местах и в местных школах.
Первые учительницы Туркестана
Первые туркестанские учительницы с современным образованием закончили Xotin-Qizlar Bilim Yurti, или Дом знаний для женщин и девочек. Он был организован Захидой Бурнашевой и Гавхар Алиевой в Ташкенте в 1919 году.
Бурнашева, была узбечкой, родилась в 1895 году; она открыла школу для девочек в деревне около Кятта Кургана (Самарканд) до революции и вступила в Коммунистическую партию в 1918 году.
Первая группа выпускниц включала амбициозных женщин, которые стали лидерами узбекской интеллигенции, включая Тожихон Рустамбекову, Робию Носирову и Мансуру Собиркизи, известную как поэтесса и драматург под псевдонимом Ойдин.
Подготовили Росина Ангалышева и Шохрух Саъдуллаев
Update: в последнем слайде допущена ошибка: в первоисточнике упоминалось, что Бурнашева была узбечкой. По перепроверенным данным Бурнашева была советской татарской поэтессой и жила в Самарканде с 1917 по 1933 год, где работала в газете для регионального комитета Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков) как ответственная женского отдела.
Приносим свои извинения за неточность.
#НеМолчиУз #спецпроект_немолчи #женщинывистории #ўзлик