Многие женщины использовали помаду красного оттенка для того, чтобы подчеркнуть свой престижный социальный статус. В 2500 году до н.э. Пуаби, высокопоставленная жительница шумерского города Ур, в качестве помады использовала пудру, сделанную из красных камней и свинца, которую она хранила в панцирях мелких животных. Клеопатра создавала яркий оттенок красного, смешивая жуков и муравьев. Также она добавляла цветы и рыбью чешую, для того чтобы добавить сияющий финиш помаде. В Древнем Риме красный оттенок помады использовали как женщины, так и мужчины, отличая офицеров высокого ранга и императоров. Среди любительниц смелого оттенка была и императрица Поппея Сабина, жена императора Нерона. Также женщины, вовлеченные в проституцию в Древней Греции, были вынуждены использовать красный пигмент, полученный из смеси овечьего пота, человеческой слюны и эксрементов крокодила для того, чтобы подчеркнуть свое положение.
В темные времена средневековья красная помада ассоциировалась с мистикой, пугающей, почти демонической женственностью. Красный считался демоническим цветом, и церковь могла судить любого, кто посмел носить его. Для того, чтобы избежать беды и считаться чистыми и благочестивыми, женщины ограничивали себя нежно-розовыми оттенками. Реабилитация красного цвета пришла с королевой Елизаветой I, которая наносила ее как для выхода в свет, так и наедине с собой. Она любила смесь из кошенильного жука, белка яиц и инжирного сока и считала, что она обладает магическими свойствами. Однако, когда бразда правления перешла к королеве Виктории, красная помада была объявлена вульгарным символом неуважения, от которого нужно держаться подальше. В 1770 английский парламент издал закон, в котором говорилось, что, если леди соблазнит джентльмена красной помадой, то она будет наказана за колдовство.
В 18 веке женщины нашли способ избежать осуждение за использование красной помады — они тайно пользовались ею дома. Также ею могли пользоваться выступающие на сцене или куртизанки. Красная помада пережила взлеты и падения. Однако она вернулась благодаря своей богатой истории и роли, которую она сыграла в феминизме.
Как суфражистки подарили красной помаде вторую жизнь.
В прошлом женщины не имели базовых прав, одно из них право голосовать. Суфражистки боролись за право голоса и красная помада сыграла большую роль в движении. Предпринимательница и владелица косметического бренда Элизабет Арден была сторонницей борьбы за права женщин. В 1912 приняла участие в марше на Пятой Авеню в Нью Йорке, раздавая участницам тюбики ярко-красной помады. Лидерки суфражистского движения Элизабет Кейди Стэнтон и Шарлотта Перкинс Гилман любили красную помаду, так как она шокировала мужчин. Протестующие массово стали использовать красную помаду как символ освобождения и бунта.
«Не могло быть более идеального символа для суфражисток, чем красная помада, так как он не только мощный, но и женственный», сказала авторка книги «Красная помада, ода иконе красоты» Рейчел Фелдер.
В то время как движение за права женщин распространялось в Европе, Новой Зеландии и Австралии, Британские и Американские организаторки пользовались одинаковыми тактиками, от организации маршей и голодовок до более агрессивных военных стратегий. Солидарность распространилась и на макияж. Вдохновленная американскими суфражистками, британская лидерка движения суфражисток Эмили Панкхерст полюбила красную помаду и помогла распространить символический жест среди ее активисток.
Хотя суфражистки не несут единоличной ответственности за популяризацию красной помады, они воплотили идею «современной женщины» в Европе и Америке.
Красный как символ победы.
Адольф Гитлер ненавидел красную помаду, так как считал ее символом распутства. Для диктатора чистота арийской расы означала лицо без макияжа. Поэтому женщины в странах, который воевали против Германии (преимущественно в США и Великобритании), использовали красную помаду как символ патриотизма и протеста против нацизма и фашизма. Когда цена на помаду стала непомерно высокой, они стали красить губы свекольным соком. В 1941 и в течении второй мировой войны красная помада стала обязательной для женщин, служащих в армии США. Хелена Рубинштейн создала оттенок, который назывался «Полковой красный». Элизабет Арден придумала победно красный цвет. Арден выполняла гос. заказ правительства США, она должна была создать лак для ногтей и помаду для женщин, служащих в морской пехоте. Цвет назывался «Montezuma red». Название было отсылкой к гимну морской пехоты, в которой они обещают сражаться за свою страну везде: «…from the palaces of Montezuma to the coast of Tripoli». После того, как британские войска освободили нацистский концентрационный лагерь Берген-Белзен 15 апреля 1945, британский красный крест отправил коробки красной помады женщинам, служащим в британской армии, в качестве жеста восстановления достоинства и индивидуальности.
Когда мужчины ушли на войну, некоторые женщины наносили красную помаду на работу. Это было символом стойкости. К тому же красная помада стала символом того, что женщины могут зарабатывать сами. Знаменитая иллюстрация «Rosie the Riveter» («Клепальщица Роузи») являлась культурной иконой и использовалась для мотивации и расширения прав американских работниц. На изображенной девушке можно увидеть вишневую помаду.
Со времен войны красная помада была популярна благодаря знаменитым женщинам, таким как Мерлин Монро, Бетти Пейдж и Лиз Тэйлор. Можно увидеть женщин у власти, пользующихся красной помадой, таких как «Железная леди» Маргарет Тэтчер и Александрия Окасио-Кортес.
Красная помада – протест против сексуализации.
В настоящее время широкое распространение получили другие символы протеста за расширение прав и возможностей женщин. Один из них ряса из «Рассказа служанки». Однако красная помада по-прежнему производит впечатление. В 2015 году женщина поцеловала щит полицейского во время антиправительственного протеста в Македонии и оставила след красной помады. Эта фотография стала вирусной. В 2018 в Никарагуа женщины и мужчины красили губы красной помадой и выкладывали фото в социальные сети чтобы выразить поддержку антиправительственному протесту. В 2019 в Чили около 10000 женщин вышли на улицы, надев черные повязки на глаза, красные шарфы и накрасив красную помаду, чтобы осудить сексуализированное насилие в стране.
Ношение красной помады может также считаться скандальным и в наше время, в особенности для цветных женщин, так как они часто были отчужденными в движении суфражизма. Историкесса моды Шелби Айви Кристин говорит: «Существует долгая история гиперсексуализации, которая усиливалась карикатурами афроамериканских женщин с увеличенными красными губами». Также актеры менестрель шоу использовали блэкфейс с красными губами. Однако ношение красной помады вызывает одни и те же чувства для всех женщин, несмотря на историю.
Почему красная помада по-прежнему остается символом феминизма и протеста? Дело в том, что красная помада все еще ассоциируется со стереотипами 18 и 19 веков. Женщины, которые пользуются смелым оттенком помады, подвергаются слатшеймингу, то есть считается, что у них «плохая» репутация и их обзывают соответствующе. Некоторые женщины используют красный оттенок в качестве протеста против ярлыков, которые общество на них вешает. Помада любого цвета, как протест против патриархата используется представительницами помадного феминизма.