Коварные роковые женщины, наивные и обманутые простушки, героические мужчины, спасающие даму — такие стереотипы кажутся нам бытовыми и «народными», но это не совсем так. Все эти образы транслирует массовая культура, СМИ и медиа, которые человек ежедневно потребляет в больших количествах.
Естественно, эти источники не только оказывают влияние на человека, но и, во многом, формируют сознание целых поколений. В серии публикаций Немолчи разберет язык СМИ и медиа, расскажет о влиянии их на людей, а также рассмотрит результаты исследования по Узбекистану.
Что такое язык медиа и СМИ?
В отличии от привычного нам общения, СМИ часто пользуются стереотипными и устоявшимися выражениями. При помощи узнаваемости и повторения таких выражений и образов журналисты выстраивают понятный и привычный читателю текст. Такие выражения как «люди в белых халатах», «беззащитная женщина», «ужасная несправедливость» органично и незаметно для тех, кто читает, формируют у людей язык, идеологию, направление мыслей.
Разрушать язык стереотипов, «облегчать» текст, вычеркивая ненужные слова и обороты, отходить от стереотипного мышления и освещения – важно не только для качества материалов в редакции, но и для формирования мышления читателей, зрителей, подписчиков (если вы блогер). Такую нехитрую закономерность между словом и сознанием поняли и гендерные эксперты. ООН сообщают, что гендерные стереотипы и по сей день преобладают в средствах массовой информации, фильмах и рекламе.
Почему это важно для гендерного равенства?
Конечно, гендерное равенство складывается из экономических, политических и социальных факторов, но не менее важно отношение к женщине со стороны общества, а оно, конечно, формируется и благодаря печати и телевидению. СМИ и медиа, наряду с семьей человека, создают мировоззрение человека. И, если в массовой культуре мы ежедневно видим гендерные стереотипы, то наше восприятие не изменится, не смотря на усилия правительства и активистов. А таких стереотипов много, и они уж очень живучие, их активно подкрепляет медиа: фильмы, сериалы, песни, ток-шоу, мультфильмы и т.д.
По данным доклада о мониторинге прессы, на достижение гендерного равенства в СМИ уйдет не меньше 77 лет. И это при том, что, по данным ООН, в некоторых странах – это, прежде всего, Россия, страны бывшего советского пространства, восточного блока, – женщины, работающие в СМИ, составляют подавляющее большинство, от 70% до 80%. То есть женщины и сами поддерживают стереотипы о женщинах.
Обратим внимание, что мы говорим именно о стереотипах о женщинах и мужчинах. Кстати, последним они тоже вредят. Ведь благодаря медиа вырисовывается лишь несколько типов мужчин, имеющих право на существование, всех остальных гендерные стереотипы безжалостно отметают. Таким образом, у мужчины нет возможности не только быть слабым, но и быть «другим». Например, вкладываться в семью больше, чем в работу.
В женских же образах, наоборот, осуждаются женщины-карьеристки, их чаще изображают одинокими и озлобленными, они чаще становятся отрицательными персонажами. Примечательно, что и женщина домохозяйка высмеивается, часто бывает обманута, только героическое совмещение всех ролей приводит женщину к успеху.
Такие, на первый взгляд, малозначительные вещи влияют на гендерное равенство не меньше экономических и социальных мер. Не зря любые реформы в мире одновременно затрагивают массовую культуру, как самый быстрый способ добраться до умов людей.
Нигина Худайбергенова