Интервью с Мэрианн Кэмп
В конце мая нам удалось взять эксклюзивное интервью у Марианн Кэмп, профессорки в Индианском университете в Блумингтоне из департамента по изучению Центральной Евразии. Её работы раскрывают тонкие моменты, связанные с установлением советской власти в Туркестане, советской женской политикой и кампанией Худжум, влиянием джадидов на положение женщин в Туркестане. В этом материале мы поделимся основными моментами нашей беседы.
Интерес к региону и истории женщин
Марианн Кэмп объяснила, что её интерес к истории женщин во многом обусловлен её личным опытом и наблюдениями за социальной политикой в США. «Я поняла, что борьба женщин за собственные права — это мощные движущие силы перемен, которые оказывают значительное влияние на общество,» — отметила Кэмп. По её мнению, «история женщин показывает нам силу солидарности и необходимость продолжать борьбу за права, важность которых мы часто недооцениваем.»
Марианн Кэмп рассказала, что её интерес к региону Центральной Азии зародился ещё в студенческие годы, когда она впервые познакомилась с историей нашего региона на лекции в Чикагском университете. Одновременно Кэмп посещала курсы по Турции и Ирану, особенно реформы Мустафы Кемаля Ататюрка. «Когда я изучала эти реформы и женские движения, меня вдохновило на исследование аналогичных движений в Центральной Азии,» — добавила она. В это время у нее появились вопросы: «Был ли оторван Туркестан от остального мира? А что происходило в Центральной Азии?».
Исследование в Узбекистана и начало работы над книгой
Исследовательская работа Кэмп в Узбекистане началась в начале 1990х годов, характеризующего экономическим и политическим кризисом в постсоветских странах.
«В то время была талонная система,» вспоминает Кэмп, — «я даже не могла купить воду из-за статуса иностранца.» Марианн Кэмп благодарит профессора Диларом Алимову из Института истории Академии наук Узбекистана: «Она помогла мне получить доступ в учебные заведения Узбекистана, неоднократно открывала для меня свой собственный дом с тех пор, как я впервые встретила ее, и развеяла многие мои предвзятые представления об узбекских женщинах.»
Книга «Новая женщина Узбекистана»
В своей книге «Новая женщина Узбекистана» Марианн Кэмп исследует взаимодействие Туркестана и советской модернизации. Она описывает, как женщины Узбекистана становились агентами перемен, справляясь с противоречиями между традицией и современностью. Книга подчёркивает, что несмотря на все сложности, женщины играли активную роль в этих трансформациях. Книга исследует жизнь узбекских женщин до и после Октябрьской революции 1917 года, уделяя особое внимание кампании «Худжум» 1927 года, направленной на массовое снятие паранджи как средство социального и культурного «освобождения». Марианн пытается переосмыслить эту кампанию и показать сложность и противоречивость восприятия этих изменений в обществе. Также, эта работа носит сравнительный характер, исследуя уникальность советской кампании «Худжум» в Центральной Азии путем сравнения программ и результатов в Узбекистане с аналогичными усилиями по модернизации женщин в Турции и Иране. Книга охватывает темы колониализма, реформ, революции и прав женщин, а также последствия принудительного снятия паранджи, которое вызвало массовое насилие против женщин.
Быт и жизнь женщин вне советской пропаганды
В то время главным источникам по истории женщин ЦА был “The Surrogate Proletariat: Moslem Women and Revolutionary Strategies in Soviet Central Asia, 1919-1929” от Грегори Масселла. «Но он рассматривал только через призму женотдела и советских документов,» — отметила Кэмп. Её интересовали именно жизнь и быт самих женщин, а не документы государственных органов.
Чтобы исследовать более широкую и достоверную картину жизни женщин того времени, Кэмп использовала новый научный инструмент — устную историю. Это практика сбора научно-организованной устной информации от участников или очевидцев событий, зафиксированной специалистами. Применение устной истории позволило услышать голоса самих женщин, проживавших в тот период. Этот метод помог не только раскрыть индивидуальные женские судьбы, но и подчеркнуть значимость их роли в процессе социальных перемен.
Благодаря Кэмп появился доступ к уникальным первоисточникам, отражающим личный опыт и повседневную жизнь, о которых не упоминается в официальных архивах. Это позволило восстановить картину их жизни, которая не всегда соответствовала официальной версии. Устная история дала возможность узнать об эмоциях, мотивациях и переживаниях женщин, которые сталкивались с новыми социальными и политическими реалиями. Личные воспоминания предоставили более честный и неформальный взгляд на жизнь женщин в Туркестане, который помог пролить свет на аспекты, ранее оставшиеся за пределами традиционного научного анализа.
Влияние джадидов на положение женщин в Туркестане
Марианн Кэмп отметила, что джадиды сыграли важную роль в изменении статуса женщин в Туркестане:
«Подобно реформаторам-модернизаторам в других странах исламского мира, реформаторы Центральной Азии (джадиды) обратили свое внимание на “улучшение” положения женщин, призывая к образованию женщин и изменениям в социальных практиках, которые удерживали женщин в изоляции.
Их идеи модернизации акцентировали внимание на необходимости женского образования, что создавало возможности для более значительной социальной и экономической независимости женщин. Это было значительным шагом вперёд в контексте традиционного общества, где образовательные возможности для женщин были ограничены.» – пишет она в своей книге.
Джадиды действительно внесли большой вклад в улучшение положения женщин в Туркестане. Они считали, что образование – это ключ к модернизации, и настаивали на необходимости учить девочек наравне с мальчиками. Эти небольшие, но важные шаги предшествовали октябрьской революции 1917 года и не имели ничего общего с коммунистическими программами социальных преобразований. «Но нужно учесть, что джадиды имели разные представления и часто расходились в видениях на эту тему,» – заметила она.
Важность периода между окончанием Туркестана и становлением советской власти
Период между окончанием существования Туркестана как независимого региона и становлением советской власти представляет собой критически важный этап в истории Центральной Азии. Это время было насыщено социальными, политическими и культурными изменениями, которые заложили основу для будущих трансформаций. Этот период был временем интенсивных преобразований, когда традиционные уклады подвергались испытаниям, а новые идеологии прокладывали себе дорогу. С окончанием Туркестана как самостоятельного региона возник вакуум власти, который стремились заполнить различные силы, включая национальные движения и реформаторов-джадидов. «Местные элиты и интеллектуалы, такие как джадиды, видели возможность для обновления и реформ,» отмечает Кэмп. Это движение выступало за модернизацию, образование и права женщин, что в дальнейшем повлияло на их положение в советский период.
Кэмп также рассказала о сложностях, с которыми сталкивалась советская власть при установлении контроля в Туркестане. Препятствия возникали из-за глубоких культурных и религиозных традиций, которые не могли быть изменены одномоментно. Противодействие реформам шло как со стороны мужчин, так и женщин, которые нередко видели в переменах угрозу своим традициям и безопасности. Этот период был временем борьбы за идентичность и право на самовыражение, когда традиционные и новые мировоззрения сталкивались и сосуществовали. Марианн Кэмп отметила, что, увы, отследить детали этого периода очень сложно: «Если история не пишется и не сохраняется, то она потеряна.»
Журнал «Янги Йул»
Исследования Марианн Кэмп опираются на опубликованные произведения узбекских женщин 1920-х и 1930-х годов, их мемуары и автобиографии, а также разные журналы и газеты. В ходе интервью Марианн Кэмп рассказала нам о важности журнала «Янги Йул» в контексте женского движения в Узбекистане.
Журнал «Янги Йул» был одним из ключевых изданий, продвигающих идеи эмансипации женщин и модернизации общества в Туркестане в 1920-х и 1930-х годах. Журнал был создан в 1925 году как часть более широкой кампании по распространению социалистических идей и политики среди женщин в Центральной Азии. Его главной целью было просвещение женщин, продвижение грамотности, обсуждение вопросов женского здоровья и воспитания детей, а также пропаганда отказа от традиционных практик, таких как ношение паранджи и многоженство.
Особое значение «Янги Йул» заключалось в том, что он издавался на узбекском языке с использованием арабской графики. Это позволяло донести идеи и информацию непосредственно до местных женщин, многие из которых не владели русским языком. Нужно подчеркнуть, что большинство предыдущих исследований опирались на источники на русском языке, такие как журналы «Работница» и «Крестьянка», а также на документы женотдела. Однако контекст того периода, в котором многие женщины в Центральной Азии не владели русским языком, часто не учитывался. Исследование Кэмп стало первым, которое опиралось на источники на родном языке и подробно рассматривало журнал «Янги Йул», что позволило получить более глубокое и точное понимание женского движения и социалистических преобразований в регионе.
Завершение интервью
В заключении нашего интервью Марианн Кэмп подчеркнула важность работы историков в понимании прошлого и формирования будущего. Она отметила, что её главной целью как историка было показать полную картину истории, включая как мрачные, так и светлые её стороны. По её словам, важно не только описывать ужасные события и периоды, но и стараться понять, как люди их воспринимали и переживали, что происходило в их умах и сердцах.
Марианн Кэмп также поблагодарила проект NeMolchi.uz за важную работу в сфере гендерного равноправия. Она выразила благодарность всем, кто стремится к развитию общества и помогает тем, кто в этом нуждается.
Материал подготовили: Росина Анголышева, Шохрух Саъдуллаев