Отправить историю
burger x
#Инструкции для пострадавших

История Муштари. Часть 2.

История Муштари. Часть 2.
05 Ноя 2021

Муштари, летящая из окна кабинета замдекана Педагогического университета, даже не подозревала, что её история разделит общество пополам. Первая группа сочувствует...

Муштари, летящая из окна кабинета замдекана Педагогического университета, даже не подозревала, что её история разделит общество пополам. Первая группа сочувствует чиновнику, упрекает девушку в неподобающем поведении, видит на фотографии расчётливую и аморальную личность, которая #самаВиновата. Вторая группа требует наказать замдекана, поддерживает Муштари и переживает за своих дочерей, сестёр и подруг. А в комментариях появляются все новые и новые истории: жертв домогательств в учебных заведениях гораздо больше, чем одна. Девушки неохотно признаются в этом, часто пишут, что «с моей подругой тоже такое было» или отправляют анонимные письма. На вопрос «Почему не заявили?» отвечают: «А что это изменит?».

В законодательстве Узбекистана нет уголовного наказания за «домогательство». Довольствуемся «хулиганкой» или «оскорблением». Что делать на данном этапе? Как защитить студенток и преподавательниц? Как защитить педагогов от возможной клеветы?

Рекомендации от Nemolchi.uz

  1. Администрация учебных заведений должна признать факт домогательств формой нарушения прав человека и принять меры по предотвращению насилия и харассмента.

(Общая рекомендация №35 о гендерном насилии женщин предназначенная для обновления общей рекомендации № 19 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин §15 и §20 (https://undocs.org/pdf?symbol=ru/CEDAW/C/GC/35)

В 2016 году в Германии были приняты поправки к закону о сексуальном насилии: сейчас закон базируется на принципе «нет — значит — нет» и в нем подробно описано, что следует подразумевать под харассментом (http://www.bundesrat.de/SharedDocs/drucksachen/2016/0401-0500/463-16.pdf?__blob=publicationFile&v=1)

 

  1. Необходимо повышать осведомленность участников учебного процесса о том, что такое харассмент, его природа, масштабы, последствия. Это могут быть открытые обсуждения, информационные материалы, обучение по вопросам гендерного равенства и харассмента.

 

  1. В каждом учебном заведении должны быть приняты локальные нормативные акты о противодействии харассменту, распространяемые не только на университет, но и на общежития. Например, федеральное антидискриминационное агентство в Германии, опираясь на исследование среди студентов, выпустило документ, по которому слушатели университетов имеют те же права на защиту от харассмента, которые описаны в Общем Законе о равном обращении (https://www.gesetze-im-internet.de/agg/)

 

 

  1. Создать защищенные каналы связи, чтобы пострадавшие конфиденциально могли рассказывать о пережитом. Например, в Высшей Школе Экономики работает так называемая «Выразительная кнопка» (https://lk.hse.ru/user-suggestions?_gl=1%2a6ipz8w%2a_ga%2aMTYwMzU1ODE2OS4xNjM2MTM3MDE4%2a_ga_P5QXNNXGKL%2aMTYzNjEzNzAxNy4xLjEuMTYzNjEzNzUyMS40MA..)

 

  1. Государство должно возложить бремя доказывания вины/невиновности на администрацию учебных заведений в отношении исков, касающихся дискриминации и домогательств. Этот пункт был внесен в Трудовой Кодекс Франции в 2018 году (https://www.legifrance.gouv.fr/codes/section_lc/LEGITEXT000006072050/LEGISCTA000006177846/2010-07-09/#LEGISCTA000006177846 статья L1153-5.) Невыполнение этого пункта должно облагаться санкциями дисциплинарного и уголовного характера. Подобная мера послужит дополнительным стимулом для руководства к принятию предупреждающих мер.

 

 

  1. В учебных заведениях необходимо создавать open space пространство, в том числе в кабинетах администрации. Стеклянные стены и прозрачные двери могут стать хорошей профилактикой любого вида дискриминации, коррупции и злоупотребления служебным положением. Работающие 24/7 видеокамеры в каждом кабинете/аудитории усилят положительный эффект.

 

  1. Ввести должность специалиста по вопросам насилия, а также психолога, который будет оказывать психологическую поддержку и, при необходимости, выступит посредником, представляя потерпевшую сторону.

Это минимум мер, который необходим для обеспечения безопасности учебного процесса. Более подробные рекомендации есть в политиках других вузов, на которые мы сослались выше.

Благодаря смелости Муштари о проблеме домогательств в Узбекистане стали не только говорить. Недавно был запущен телеграм-бот http://t.me/himoya_otv_bot и открыта горячая линия 1006, куда могут обратиться жертвы насилия. Минвуз гарантирует конфиденциальность и безопасность, но достаточно ли этих шагов для тех, кто знает, что «мелкое хулиганство» и «оскорбление» — это всё, что мы можем законодательно предложить «преступникам»?

 

Предыдущая статья

«Положил меня на землю и бил по лицу» — в Ташкенте муж избил жену. Часть 2.
05 Ноя 2021
«Положил меня на землю и бил по лицу» — в Ташкенте муж избил жену. Часть 2.

Следующая статья

По факту публикации в проекте «NeMolchi.uz» начата служебная проверка
05 Ноя 2021
По факту публикации в проекте «NeMolchi.uz» начата служебная проверка
Вы также можете поделиться своей историей и рассказать о пережитом насилии

Ваша история может стать важной поддержкой для других и помочь в борьбе против насилия.

Мы никому не раскрываем личных данных, обеспечивая полную конфиденциальность и защиту информации

Отправьте нам свою историю

Она будет услышана и найдёт отклик

Отправить историю
shadow
От редакции
top