Муштари, летящая из окна кабинета замдекана Педагогического университета, даже не подозревала, что её история разделит общество пополам. Первая группа сочувствует чиновнику, упрекает девушку в неподобающем поведении, видит на фотографии расчётливую и аморальную личность, которая #самаВиновата. Вторая группа требует наказать замдекана, поддерживает Муштари и переживает за своих дочерей, сестёр и подруг. А в комментариях появляются все новые и новые истории: жертв домогательств в учебных заведениях гораздо больше, чем одна. Девушки неохотно признаются в этом, часто пишут, что «с моей подругой тоже такое было» или отправляют анонимные письма. На вопрос «Почему не заявили?» отвечают: «А что это изменит?».
В законодательстве Узбекистана нет уголовного наказания за «домогательство». Довольствуемся «хулиганкой» или «оскорблением». Что делать на данном этапе? Как защитить студенток и преподавательниц? Как защитить педагогов от возможной клеветы?
Рекомендации от Nemolchi.uz
- Администрация учебных заведений должна признать факт домогательств формой нарушения прав человека и принять меры по предотвращению насилия и харассмента.
(Общая рекомендация №35 о гендерном насилии женщин предназначенная для обновления общей рекомендации № 19 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин §15 и §20 (https://undocs.org/pdf?symbol=ru/CEDAW/C/GC/35)
В 2016 году в Германии были приняты поправки к закону о сексуальном насилии: сейчас закон базируется на принципе «нет — значит — нет» и в нем подробно описано, что следует подразумевать под харассментом (http://www.bundesrat.de/SharedDocs/drucksachen/2016/0401-0500/463-16.pdf?__blob=publicationFile&v=1)
- Необходимо повышать осведомленность участников учебного процесса о том, что такое харассмент, его природа, масштабы, последствия. Это могут быть открытые обсуждения, информационные материалы, обучение по вопросам гендерного равенства и харассмента.
- В каждом учебном заведении должны быть приняты локальные нормативные акты о противодействии харассменту, распространяемые не только на университет, но и на общежития. Например, федеральное антидискриминационное агентство в Германии, опираясь на исследование среди студентов, выпустило документ, по которому слушатели университетов имеют те же права на защиту от харассмента, которые описаны в Общем Законе о равном обращении (https://www.gesetze-im-internet.de/agg/)
- Создать защищенные каналы связи, чтобы пострадавшие конфиденциально могли рассказывать о пережитом. Например, в Высшей Школе Экономики работает так называемая «Выразительная кнопка» (https://lk.hse.ru/user-suggestions?_gl=1%2a6ipz8w%2a_ga%2aMTYwMzU1ODE2OS4xNjM2MTM3MDE4%2a_ga_P5QXNNXGKL%2aMTYzNjEzNzAxNy4xLjEuMTYzNjEzNzUyMS40MA..)
- Государство должно возложить бремя доказывания вины/невиновности на администрацию учебных заведений в отношении исков, касающихся дискриминации и домогательств. Этот пункт был внесен в Трудовой Кодекс Франции в 2018 году (https://www.legifrance.gouv.fr/codes/section_lc/LEGITEXT000006072050/LEGISCTA000006177846/2010-07-09/#LEGISCTA000006177846 статья L1153-5.) Невыполнение этого пункта должно облагаться санкциями дисциплинарного и уголовного характера. Подобная мера послужит дополнительным стимулом для руководства к принятию предупреждающих мер.
- В учебных заведениях необходимо создавать open space пространство, в том числе в кабинетах администрации. Стеклянные стены и прозрачные двери могут стать хорошей профилактикой любого вида дискриминации, коррупции и злоупотребления служебным положением. Работающие 24/7 видеокамеры в каждом кабинете/аудитории усилят положительный эффект.
- Ввести должность специалиста по вопросам насилия, а также психолога, который будет оказывать психологическую поддержку и, при необходимости, выступит посредником, представляя потерпевшую сторону.
Это минимум мер, который необходим для обеспечения безопасности учебного процесса. Более подробные рекомендации есть в политиках других вузов, на которые мы сослались выше.
Благодаря смелости Муштари о проблеме домогательств в Узбекистане стали не только говорить. Недавно был запущен телеграм-бот http://t.me/himoya_otv_bot и открыта горячая линия 1006, куда могут обратиться жертвы насилия. Минвуз гарантирует конфиденциальность и безопасность, но достаточно ли этих шагов для тех, кто знает, что «мелкое хулиганство» и «оскорбление» — это всё, что мы можем законодательно предложить «преступникам»?