Отправить историю
burger x
#Инструкции для пострадавших

Женщины Туркестана в конце XIX века — начале ХХ века: в эпоху перемен

Женщины Туркестана в конце XIX века — начале ХХ века: в эпоху перемен
02 Май 2024

В последние годы в узбекистанском обществе поднимается дискурс о джадидском движении. Наше общество пытается отрефлексировать вклад национального просветительского движения, нащупать...

В последние годы в узбекистанском обществе поднимается дискурс о джадидском движении. Наше общество пытается отрефлексировать вклад национального просветительского движения, нащупать свою идентичность, отделить её от колониального представления о нас. Очень жаль, что зачастую эти разговоры так и остаются патриархально-ориентированными. Тяжело найти материалы о женщинах в период российской колонизации, джадидизма и раннесоветского периода.

Наш проект решил исследовать тему идентичности узбекистанской женщины, именно ей мы решили посвятить ряд наших материалов.

Жизнь узбекских женщин в конце XIX века была сильно определена политическим, культурным и религиозным контекстом. Российская империя и Советский Союз оказали значительное влияние на их идеологию и повседневную жизнь. Однако до 1930-х годов Советский Союз не являлся единственным фактором. Интеллектуальные и религиозные обмены между Центральной Азией и исламским миром играли важную роль в формировании идей и социальных изменений. это продолжалось до конца 1920-х годов. Узбекские женщины сталкивались с двумя различными системами идей и норм, вынуждены были адаптироваться к изменяющейся среде, балансируя между традиционными ценностями и новыми идеями, а также стремлением к самоопределению и борьбе за свои права.

Семейное положение и законодательство
При российском колониальном режиме в Туркестане права мусульманских женщин оставались преимущественно неизменными. Вопросы семейного статуса решались у казиев (народных судей), а уголовные дела – в российских судах. По исламскому праву мужчины имели больше прав в браке и при разводе, что усиливало социальное давление на женщин. Женщины, инициирующие развод, лишались махра (приданого), а разведённые сталкивались с осуждением. Мужчины могли иметь до четырёх жён, в то время как женщины – только одного мужа.

Повседневная жизнь
В колониальном Туркестане многие женщины, как в городах, так и в селах, носили паранджу (халат), закрывающий их с головы до ног. К ней прикреплялась лицевая вуаль из плетеных волос лошади, называемая чачвон. Этот наряд делал их анонимными и защищал от взглядов мужчин и иностранцев на улице.

Пространственное разделение также существовало внутри домов: женщины проводили большую часть времени во внутреннем дворе (ичкари), где занимались домашними делами, уходом за детьми, приготовлением пищи, шитьём и прядением и общались с другими женщинами.

Отдельные дворы и комнаты для мужчин и женщин были типичны для более состоятельных семей. Девочки, достигшие возраста от 12 до 14 лет, получали свою первую паранджу, что символизировало их вступление во взрослую жизнь и разделение по половому признаку. После этого им требовалось разрешение и сопровождение члена семьи для выхода на улицу. В этом возрасте они также учились домашним навыкам и религиозным обрядам, включая чтение Корана и участие в женских собраниях и свадьбах.

Образование (1)
До революции 1917 года в Туркестане исламское образование было доступно для девочек. Отин – женщина, обучающая девочек чтению Корана и молитвам, играла важную роль в образовании и религиозной жизни.

Мальчики и девочки получали базовые знания в мектебах с 6–8 лет. Мальчики могли продолжить образование в медресе, в то время как девочки обычно не имели такой возможности.

В дальнейшем Советское правительство сделало образование бесплатным и более доступным. Мектебы были распространены в каждом кишлаке и махалле. Но количество девочек в мектебах было невысоким, за исключением Ташкента, где они посещали мектебы чаще.

Перепись 1897 года показала, что в Фергане только 3 из 1000 тюркоязычных девочек в возрасте от 10 до 12 лет были грамотными, в то время как в Ташкенте этот показатель составлял 9%.

Образование (2)
Российская администрация открыла первые русско-национальные школы в Туркестане в 1870-х годах, но они привлекли мало туркестанских девочек из-за отсутствия родного языка в программе.

Женская гимназия (семинария), открывшаяся в 1879 году в Ташкенте, была также менее успешной, чем её мужской аналог, в привлечении туркестанских студенток из-за русскоязычной программы. За сорок лет только несколько центральноазиатских девочек посещали эту школу.

Некоторые из выпускниц Ташкентской Женской гимназии выбрали медицинскую карьеру и начали преподавать в Ташкентской народной медицинской и акушерской школе в 1920-х годах.

Влияние русского колониализма на узбекских женщин было существенным, но неоднозначным. Хотя русские администраторы сохраняли шариат как проявление толерантности, существовали противоречия в сфере семейного положения и прав женщин.

Подготовили Росина Ангалышева и Шохрух Саъдуллаев

НеМолчиУз #спецпроект_немолчи #женщинывистории #ўзлик

Предыдущая статья

Примирение
20 Мар 2024
Примирение

Следующая статья

Внешнее влияние на женщин Туркестана: борьба за равество и идентичность
08 Май 2024
Внешнее влияние на женщин Туркестана: борьба за равество и идентичность
От редакции
Анонимные истории
манипуляции сыном
06 октября 2024
манипуляции сыном

Почти 8 лет назад родители выдали меня замуж, за человека, который старше меня на 10 лет, мы его не знали. По словам моих двоюродных братьев он был нормальным парнем, не пьющий, не курящий и т.д мы. Но он мне никак не симпатизировал, потому что (даже зубы не чистил) не смотря не свою неприязнь к нему […]

За что?
04 октября 2024
За что?

Мне чуть больше 20, в Узбекистане живу больше 15 лет. Я старшая в семье. Жила в очень строгой азиатской, верующей семье, за малейшую провинность могла сильно получить от мамы. Я сильно боялось ее, мало что рассказывала. Родители говорили мне «доча, скажи нам правду мы тебя не накажем» но после этих слов когда я признавалась в […]

Гражданство
04 октября 2024
Гражданство

Мне чуть больше тридцати лет. Я мать троих детей. Почти 10 лет назад вышла замуж в Казахстан, муж родом из Узбекистана. Через год после переезда он предложил выйти за него, так как раньше у нас были отношения. ⠀ С мужем было у нас все хорошо, но свекровь с самого начала как я узнала потом, была […]

Стюардесса
03 октября 2024
Стюардесса

Хочу поделиться с вами своей личной трагедией, которую переживаю прямо сейчас. Никогда не думала, что попаду в ситуацию, когда мне придется в качестве женщины просить защиты от произвола у проекта «НеМолчи.уз».  Я поступила на работу в одну авиакомпанию больше 15 лет назад. Проработала в этой авиакомпании больше 15 лет с перерывом в несколько лет, когда […]

Многословность
22 сентября 2024
Многословность

Я долго думала написать или нет. Это произошло несколько лет назад. Я сама из области, но жила и работала в столице. Тогда мне было 30 лет. Я сказала моей знакомой, что у меня болит спина, она посоветовала массажиста в нашем городе. Она настаивала чтобы я пошла к нему. Я ей сказала, что массаж от мужчины […]

Эпоха в отражении одной судьбы: История Дилькаш Агзамовны Назировой
03 сентября 2024
Эпоха в отражении одной судьбы: История Дилькаш Агзамовны Назировой

На этом фото моя мама, ей всего 3 года. 27 августа этого года она покинула этот мир. Я всегда поражаюсь, почему многие мои соотечественники не любят вешать дома фотографии, особенно сейчас, когда определённая часть общества пребывает под влиянием различных радикальных идей, известных своими запретами, в том числе запретами фотографий. Для меня же фотографии невероятно ценны. […]

Все статьи по теме
top