Как поменялась система в Болгарии и не поменялась в Узбекистане.
Как мы уже рассказывали, почему Узбекистану важно ратифицировать Факультативный протокол к CEDAW — этот документ является дополнительным международным инструментом защиты. Его суть проста: если женщина не находит справедливости у себя в стране, она получает право обратиться напрямую в международный орган — Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ). Фактически это последняя инстанция, где её голос может быть услышан, а государство обязано дать ответ.
Государства, ратифицировавшие Конвенцию, берут на себя не формальные обещания, а реальные обязательства — устранять все формы дискриминации в отношении женщин во всех сферах жизни. Узбекистан, подписав Конвенцию, также обязался: «установить юридическую защиту прав женщин на равной основе с мужчинами и обеспечить с помощью компетентных национальных судов и других государственных учреждений эффективную защиту женщин против любого акта дискриминации» (статья 2 Конвенции). То есть речь идёт не о громких словах, а о конкретных гарантиях, которые должны работать в реальности.
Такие же обязательства прописаны и в Законе РУз «О международных договорах», где сказано, что страна обязана неукоснительно выполнять всё, что она подписала на международном уровне.
На практике же исполнение этих обязательств долгие годы оставалось формальностью. В результате женщины в Узбекистане фактически не могли реализовать права, закреплённые Конвенцией. В то время как гражданки стран, которые ратифицировали не только саму Конвенцию, но и её Факультативный протокол, получили возможность защищать свои нарушенные права на международном уровне.
Случай №1. Болгария
Гражданка В.К. на протяжении многих лет жила в браке с систематическим насилием — психологическим, экономическим и физическим. Страдала не только она сама, но и их дети, вынужденные становиться свидетелями постоянных унижений и конфликтов.
Суд выдал временный защитный ордер, но за многочисленные факты побоев муж к ответственности привлечён не был: травмы женщины сочли «недостаточными» для возбуждения дела. Более того, суд отказался признавать её жертвой домашнего насилия. Психологическое и экономическое давление на неё и детей тоже проигнорировали. Постоянный защитный ордер суд также не выдал.
Вышестоящие инстанции не поддержали жалобы пострадавшей. В итоге В.К. подала индивидуальную жалобу в КЛДЖ о том, что государство не обеспечило ей и её детям защиту.
Комитет признал: Болгария нарушила свои обязательства по CEDAW. Государству было рекомендовано:
- пересмотреть судебную практику и требования к доказательствам;
- обеспечить доступ к шелтерам, экстренным мерам защиты и поддержке для женщин и детей;
- проводить обучение судей и сотрудников правоохранительных органов по вопросам гендерной чувствительности;
- выплатить компенсацию за моральный ущерб.
Эти рекомендации не остались на бумаге: Болгария внесла поправки в Закон «О домашнем насилии», Уголовный кодекс, ужесточила ответственность за насилие и пересмотрела механизмы защиты. Голос женщины, услышанный на международном уровне, стал толчком к изменениям, которые помогли уже сотням женщин в стране.
Случай №2. Узбекистан
12 октября 2022 года на канале проекта Nemolchi.uz была опубликована история женщины, пережившей жестокое насилие со стороны мужа. Он избивал её, душил и в итоге пытался убить, бросив на проезжую часть под колёса машин.
Несмотря на тяжесть преступления и вызванный в обществе резонанс, уголовное дело расследовали поверхностно. Перелом носа, выбитый зуб, растяжение шейных позвонков и множественные ушибы квалифицировали как «лёгкий вред здоровью». В результате мужчина получил наказание в виде 1 года и 6 месяцев исправительных работ с удержанием 10% дохода в пользу государства. Апелляция оставила приговор без изменений. На лице женщины остался шрам — след на всю жизнь.
Для сравнения: годом ранее в другой истории девушка, защищаясь от мужчины, который душил её, бросила в него стакан. Её действия квалифицировали как «тяжкий вред здоровью». Шрам у мужчины оказался едва заметным и скрывался под волосами. Но суд назначил девушке 4 года ограничения свободы (первый пост, второй пост). При этом действия мужчины-агрессора правовой оценки не получили.
Эти случаи ясно показывают: в судебной практике сохраняется дискриминация. Женщины в подобных делах часто остаются без равной защиты, а бремя доказывания насилия ложится именно на них.
Почему Узбекистану нужен Факультативный протокол
В описанной истории женщина не могла обратиться в КЛДЖ, потому что Узбекистан до сих пор не подписал Факультативный протокол. У неё просто не было международной площадки, где её права могли бы быть защищены.
Да, в 2023 году в стране были приняты поправки, криминализирующие домашнее насилие. Но системные проблемы остаются:
- дискриминация в судах,
- устойчивые стереотипы о «праве мужа на воспитание жены»,
- формальное отношение к психологическому и экономическому насилию,
- возложение всей тяжести доказывания на жертву.
Подписание Факультативного протокола дало бы женщинам шанс быть услышанными за пределами страны, а государству — возможность выявлять слабые места в системе и исправлять их. Ведь законы можно принять, но без механизмов контроля и давления они часто остаются лишь на бумаге.
Заключение
Факультативный протокол — это не «ещё один документ», а реальный механизм, который даёт женщинам возможность добиваться справедливости тогда, когда национальные институты отказывают. Его ратификация помогла Болгарии изменить законодательство и практику. Он может помочь и Узбекистану — если будет политическая воля, чтобы женщины перестали оставаться один на один со своим насилием.