«Культ сыновей»: почему пора отойти от подобных традиций

На востоке сегодня всё ещё наблюдается так называемый культ сыновей. Некоторые люди предпочитают сына, наследника, чтобы он не только присматривал за пожилыми родителями, но и продолжил род, фамилию. Как проявляется культ сыновей и действительно ли на востоке фраза «Построить дом, посадить дерево и вырастить именно сына» становится смыслом жизни?

Селективный аборт

ООН уже давно забила тревогу из-за дефицита женщин на азиатском континенте. По данным Фонда ООН по народонаселению, странам Южной, Юго-Восточной и Центральной Азии не хватает как минимум 170 миллионов женщин. Жители этой части света традиционно предпочитают иметь сыновей.

Всему виной практика селективного аборта — отвратительной формы дискриминации по полу. С тех пор, как появилась возможность узнавать пол ребёнка, некоторые родители избавляются от нежелательных девочек. Также супруг может заставить жену рожать до тех пор, пока не родится мальчик. При этом никого не волнует желание и здоровье самой женщины и как эти бесконечные роды отражаются на её состоянии.

Если женщина так и не родит сына, то мужчине могут найти «вторую» или другую жену, которая родит долгожданного наследника. (Виновата, конечно же, будет жена, хотя именно мужчина «в ответе» за пол будущего ребёнка).

Половая принадлежность малыша определяется на генетическом уровне. Причём именно мужчина в ответе за то, кто у него родится. Правда, повлиять на это будущий папа не в силах.
У каждого человека есть определенный набор хромосом, который отвечает за пол ребенка, — всего 23 пары. Он практически идентичен: 22 хромосомы одинаковы у дам и джентльменов. А вот с 23-й единицей все не так однозначно: она отличается. В генетике набор, который находится у дам, обозначается XX, а у мужчин — ХY. При этом яйцеклетка содержит только X-хромосому.

Мужской же сперматозоид может нести как X, так и Y-хромосому. Если при оплодотворении встретились два Х, получится девочка, если же Х и Y, стоит ждать мальчика. Шансы определяются как 1:1.

Ограничение прав

«Культ сыновей»: почему пора отойти от подобных традиций

В большинстве традиционных семей сыновьям позволяют больше: гулять допоздна, ездить на отдых с друзьями, общаться с противоположным полом. В то время как дочкам иной раз не позволено даже на улицу выйти, чтобы не опозорить честь семьи, не говоря уже об одежде и прочем.

Что уж говорить о семьях, в которых брат домогается сестры и её никто не защитит, даже не поверит её словам.

Методы воспитания

Сына растят как будущего хозяина. Он может командовать, требовать. Все потакают его прихотям, прислуживают, а сестра должна немедленно выполнять то, что он приказывает.

В некоторых семьях старший брат может контролировать, с кем общается сестра, читать её переписку, требовать, чтобы сестра включила громкую связь при разговоре с кем-то.

Дочку с детства готовят к семейной жизни: она должна уметь готовить, печь, стирать, гладить, убирать, при этом быть молчаливой, покладистой и покорной. Иногда такое воспитание практикуют с раннего возраста девочек, лишая их при этом нормального детства.

Имянаречение

Разное отношение к сыновьям и дочерям можно заметить даже в таком безобидном на первый взгляд обряде как имянаречение. К примеру, в Узбекистане среди мужских имён можно встретить те, которые обозначают благодарность Богу за сына, а среди женских — имена, «притягивающие» рождение мальчика. Вот несколько примеров:

Малика (имя героини изменено)

«Мама родила 4 девочек и больше рожать не хотела. Но мои бабушка и дедушка сказали своей келинке (то есть моей маме), что она обязана родить наследника. Когда мама забеременела в очередной раз, думали, что в теперь точно будет мальчик, но родилась я. Кто-то посоветовал назвать девочку Угилой (угил мальчик, ой луна, месяц). Говорят, если назвать так дочку, то следующим родится сын. После меня наконец родился братишка.

Я ненавидела это имя и всегда хотела его поменять. Помню, как все меня дразнили из-за него, обзывали. Особенно агрессивно я реагировала, когда меня сокращённо называли Угил.

Папа не разрешал менять имя в документах, говорил, что никогда мне этого не простит, мол, слово отца должно исполняться. Но он даже не представлял, что я пережила из-за этого имени.

В конце концов я поменяла имя, когда вышла замуж. Папа уже ничего не смог сказать, потому что за меня теперь отвечает муж. Я была счастлива, что наконец у меня нормальное имя и всех приучила называть меня им.

Отец так и не одобрил моего поступка, но я уже не беспокоюсь по этому поводу. Никто не имеет права запретить мне это».

Севара (имя героини изменено)

«Мы со старшей сестрой погодки. Когда родилась я, мне дали имя Севара, но дома стали называть Кизларбас (хватит девочек), чтобы следующий родился сын. В некоторых регионах такое всё ещё практикуется. Через четыре года после моего рождения родился младший брат. Его назвали Рахматулла, что означает «Спасибо Богу». Мне всегда было так обидно, что меня звали «хватит уже девочек», а брата «спасибо Богу». Тогда я впервые поняла, что к сыновьям у нас относятся намного лучше.

Братишку выделяли, ему всё разрешали, нам с сестрой нет, даже с подругами лишний раз встретиться нельзя было.

Моя сестра после окончания школы вышла замуж по любви. Я после школы хотела поступить в институт, но родители не позволили, выдали замуж. Возможности у нас были, даже если бы поступила на контракт. Но родители дали образование только брату.

Брат потом женился, а чуть позже уехал с женой в другую страну, с нами общается не так часто. Родителям помогаем и ухаживаем за ними мы с сестрой. Уже будучи в браке я отучилась заочно в институте, получила диплом, устроилась на хорошую работу, муж поддержал меня во всём. Долгие годы носила в душе обиды на родителей, но как-то родители сами попросили прощение за то, что обделяли нас с сестрой».

Не только Узбекистан «славится» подобными именами для дочек: в Казахстане если в семье рождались одни девочки, их называли Улбала, Ултай, Ултуган, Улжан, Улболсын. Все эти имена имели один смысл — пусть родится мальчик, в Дагестане же дочку могут назвать Улангерек («следующий родится мальчик») в надежде, что скоро последует наследник.

Три причины отойти от подобных взглядов

  1. В патриархальном обществе всё ещё существуют стереотипы, что дочь — человек второго сорта, толку от неё нет, одни лишь расходы (на приданое), да и после свадьбы она уйдёт в другую семью. Однако не факт, что за пожилыми родителями будет ухаживать именно сын. Часто бывает наоборот, поэтому не всегда стоит надеяться, что именно долгожданный и любимый сын будет заботиться о стареющих родителях.
  2. Если дать дочке достойное образование и возможность работать, то она сможет прилично зарабатывать, чтобы обеспечить родителям безбедную старость.
  3. Также мужчины, мечтающие о сыновьях и требующие от жён наследников, заверяют, что с сыном гораздо интереснее — можно поиграть в футбол, посмотреть очередной матч по телевизору. Но давайте начистоту: сколько мужчин на самом деле уделяют достаточное внимание детям (независимо от их пола)? В основном процесс воспитания детей такие мужчины считают сугубо женским занятием. Большинство мужчин в лучшем случае вечером посидят полчаса с ребёнком и всё — «я отец-герой». А дальше — мужчина устал, у него другие дела. Всё остальное время ребёнок проводит с мамой. О каких футболах речь?
    «Культ сыновей»: почему пора отойти от подобных традиций

Что необходимо сделать для улучшения ситуации?

  • Государства должны поддерживать равную ценность девочек и мальчиков
  • Необходимо повышать уровень осведомлённости о проблемах и принимать новое законодательство
  • Государства должны разрабатывать программы для того, чтобы искоренять глубинные причины неравенства, приводящие к селекции по признаку пола
  • Необходимо принимать меры по поддержке девушек и женщин в сферах образования, здравоохранения, защиты прав.

Пора осознать, что гендерный дисбаланс рано или поздно может привести к демографической катастрофе. Сами посудите: если сейчас все будут рожать одних лишь мальчиков, то спустя десятки лет человечество просто вымрет.