NeMolchi.uz

УзА: рупор осуждения или беспристрастная журналистика?

УзА: рупор осуждения или беспристрастная журналистика?

Ответ на публикацию УзА от 10.07.2020

Мнение проекта может отличаться от мнения автора
Автор: Самрин Мамедова

С чего всё началось?

Девушки из онлайн-сообщества Exponaut Art Gallery из Узбекистана устроили флешмоб, посвящённый наболевшим темам. Каждое фото они дополняли хэштегом #вместеобольном. На плакатах девушки написали всё, с чем им приходится сталкиваться чаще всего.

УзА: рупор осуждения или беспристрастная журналистика?

Фото: https://t.me/ferganauzbekistan

«Сексизм, мизогиния, слатшейминг, харассмент, насилие, виктимблейминг, менсплейинг, ксенофобия — мы устали от этого. Мы устали молчать и терпеть, думать, что все пройдет, что это НОРМАЛЬНО.
Мы не хотим бояться, стесняться, скрываться и закрываться. Мы хотим просто быть самими собой, сами выбирать, что нам носить, делать, думать, говорить».

«Русская — не значит шлюха», «Женщина не животное!», «Келинка (невестка) не значит слуга», «Моё тело — моё дело!!!», «Бьёт — значит сядет», «Я не бесплатная рабочая сила», «Я тоже могу любить секс», «Мои короткие шорты не призыв к кс-кс-кс», «Женщина не инкубатор», «Ну и что, что я девочка???» — такие надписи были на плакатах участниц.

Представители консервативного общества возмутились, когда женщины заговорили об очевидном. Фотографии девушек с табличками, выражающими простые и понятные позиции, вызвали волну агрессии в соцсетях.

Что было дальше?

Своё мнение о проведённом Exponaut Art Gallery флешмобе не высказал только ленивый. Многие узбекистанцы, в том числе медийные личности, поддержали движение. Другие раскритиковали действия девушек, назвав их поступок не соответствующим менталитету, а самих девушек – непорядочными. Совершенно не зная участниц лично. Более того: героини стали получать сообщения с угрозами их жизни и безопасности.

Некоторые комментирующие писали, что Узбекистан – мусульманская республика, исламская страна. Очевидно, что с конституцией республики они не знакомы.

Статья 61

Религиозные организации и объединения отделены от государства и равны перед законом. Государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений.

Религии и религиозные организации в Республике Узбекистан отделены от государства. Установление каких-либо преимуществ или ограничений одной религии или вероисповедания по отношению к другим не допускается.

Но дальше всех пошло агентство УзА. Главное информационное агентство страны (!) забыло о принципе беспристрастности журналистики, забыло, что Узбекистан – светская республика, и вместо баланса мнений представило статью, выражающую одну позицию, выбрав в качестве главного оратора религиозного деятеля заместителя главного имама столицы Джасура Раупова.

  1. С каких пор главное информационное агентство независимого многоконфессионального Узбекистана стало рупором одной религии? (см. выше Статью 61 Конституции РУЗ)
  2. Раз уж УзА захотело подготовить какой-то материал на эту тему, почему не взяли интервью и у представителя онлайн-сообщества Exponaut Art Gallery? Почему не попытались разобраться в смысле написанного на табличках? Насколько вообще уместно помещать такое интервью на сайте главного информагентства страны?
  3. В целом, в интервью говорится о взаимоотношениях мужчины и женщины в семье, как это предписывается религией. Но, например, лозунги девушек в интервью обозначаются как «фахш сузларини ёзиш» или «фахш таркатиш» – призывы (пропаганда) к распущенности. Свобода слова и выражение собственных взглядов не приравниваются к призыву, девушки с плакатами не призывали совершить что-то противозаконное.
    О том, как защищены права женщин в исламе можно прочитать здесь.
    УзА: рупор осуждения или беспристрастная журналистика?

На фото: Дилмурад Юсупов
Источник:
https://m.facebook.com/story.php?story_fbid=10160152122953128&id=620138127

  1. В интервью также говорится об обязанностях невестки, о том, что женщина должна быть верной, должна служить родителям мужа.УзА: рупор осуждения или беспристрастная журналистика?

А) Ни в конституции, ни в Коране не написано, что женщина обязана прислуживать родителям мужа. Келинки делают по дому всё, что нужно, но свекрови часто относятся к ним именно как к прислуге. В Коране не написано, что келинка должна вставать в 5 утра и подметать двор, что на келинку нужно повесить все дела, чтобы она с утра до ночи выполняла домашние обязанности. Многие невестки работают, помогают семье материально, так потом после работы они ещё и обязаны работать прислугой в доме. Почему УзА не освещает проблемы женщин?

Б) Почему УзА не задаёт вопрос об обязанностях мужа? Пророк Мухаммад помогал с домашними делами, но почему-то об этом никто не хочет говорить.

«Благодеянием для супруга будет помощь жене по хозяйству, домашним делам, в приготовлении блюда или починке своей одежды, ведь сам Пророк Мухаммад штопал свою одежду, облегчая тем самым работу своим жёнам».

В) А муж не должен воспитывать детей? Или муж стоял в сторонке?

Г) У мужа нет никаких обязательств по отношению к родителям жены? Многие келинки даже не могут поехать навестить своих родителей, потому что свекрови не пускают. Почему об этом не говорят, раз уж он затронули тему уважения к родителям?
Д) Быть верной мужу? Хорошо. А муж не должен быть верной жене? Или он имеет право изменять супруге? Про четырёх жён говорить не нужно, Узбекистан – светская республика, многожёнство запрещено законом.

  1. В интервью говорилось: «Сейчас есть женщины, которые пропагандируют распущенность. Надо объяснить им, кто мы такие, через их представителей. Потому что у женщины есть несколько представителей на земле: её папа, её муж, браться, и, если есть, сын, вот они являются».

А) Почему УзА не поясняет, что такое распущенность?
Б) Каким образом собираются объяснять?
В) А если эти девушки исповедуют другую религию, или вообще не исповедуют никакую, что тогда?

Статья 31

Свобода совести гарантируется для всех. Каждый имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Недопустимо принудительное насаждение религиозных взглядов.

Г) Уместно ли говорить о представителях в светской республике в 21 веке?

У меня возникает также ряд других вопросов:
1. Почему УзА не взяло интервью у имама, когда избивали Эвелину в Ферганской долине? Разве ислам учит бить женщин, если девушка, по мнению некоторых особей, выглядит неподобающе?

  1. Почему УзА и заместитель имама молчали, когда мужчина зарезал на базаре свою супругу?
  2. Почему они ничего не сказали, про случай, когда муж привязал жену к стулу и задушил её?
  3. Почему УзА не подготовило интервью с заместителем имама, когда 17-летнюю девушку изнасиловал взрослый мужчина, а чтобы скрыть позор (Уят ведь!) её насильно выдали замуж за насильника, почитали «никах» (бракосочетание по мусульманским обычаям – прим.) и она стала второй женой. Потом девушку убили и сымитировали повешение? Где речи имама по этому поводу? Почему имам не сказал ничего про муллу, который нарушил закон? Закон РУз запрещает двоеженство, мулла не имел право совершать обряд бракосочетания, не посмотрев паспорт мужчины. Почему тогда имам не выступил с речью?
  4. Почему в УзА не готовят статьи, который учат, что девушка в короткой одежде – ЧЕЛОВЕК, к которому нужно относиться с уважением! Почему требуют только от девочек? Каждый день проект Немолчи.уз публикует истории о насилии. Насилуют девочек в любой одежде. Потому что насилие – это вопрос власти и контроля, а не длины юбки.
  5. Почему УзА не освещает случаи, когда женщина хочет развестись, но ей не дают это сделать? Тем более, если женщину постоянно бьёт супруг. Махалля всё время пытается примирить супругов, что часто заканчивается плачевно (пусть за это преступление ответят сотрудники махалли!). Почему УзА не задаёт вопрос духовенству, можно ли бить жену, можно ли женщине разводиться?

«Бьёт — значит сядет!» — так и должно быть в нашей стране!

УзА: рупор осуждения или беспристрастная журналистика?

Скриншот поста в Инстаграме, на котором тегнули аккаунт @nemolchi.uz

  1. Высказывание «Русская — не значит шлюха» призывает к чему-то плохому? Если девушки пишут такое, значит, их оскорбляют по национальному признаку. Почему молчат соответствующие органы и главное информационное агентство?
  2. Женщина не инкубатор! В Узбекистане женщин заставляют рожать до тех пор, пока не родится сын, часто при этом женщины рискуют жизнью и здоровьем. Почему УзА не затрагивает такие темы?

Стоило девушкам с плакатами заявить о своих конституционных и человеческих правах, так все вокруг стали учить их жизни. Пора обратить внимание на главные вещи: в стране происходит много насилия со стороны мужчин в адрес женщин. Может, это сигнал к тому, чтобы перестали учить женщин жизни? Пора обучать мужчин, как относиться к женщинам!

 

3 комментариев к “УзА: рупор осуждения или беспристрастная журналистика?”

  1. Отлично. Но, как всегда, слишком много сопоставлений со свободами (весьма скромными) в коране с конституцией. Мне кажется, светская, так светская — сравнивать и опираться нужно на главный закон нашей страны, а это не коран.

  2. Проблема достаточно актуальная, к ним можно прибавить нежелание родителей учить девочек, их зачастую сразу готовят к такой жизни, насаждая культ мужчины, не знаю можно ли это искоренить, я честно даже не вижу перспективы решения этой проблемы, напрмер в школе заполняется графа девочки из них узбекской национальности и больше ничего не делается

  3. Все правильно. Например, меня заставили прикрываться хиджабом. Я не хочу носить хиджаб. Я вышеобразованная, у меня степень магистра. Мой супруг воспользовался тем, что я в связи с состоянием здоровья и воспитанием детей я уже несколько лет засиделась дома. У меня нет собственной квартиры, куда я могла бы переехать разводившись с мужем. К родителям не хочу, потому что мне уже под сорок, потому что мне неудобно. И я вынуждена была согласиться чтобы он не сказал «талак». И после этого я возненавидела Ислам и наше консервативное общество, которое опирается на эту религию. Я очень несчастна.
    Эл.адрес не мой, если я напишу свой адрес то могут быть неприятности

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

ru_RURU
uz_UZUZ ru_RURU
ru_RU