Мой парень изнасиловал меня в новогоднюю ночь

Рассказывая о событиях пятнадцатилетней давности, Алина (имя изменено) постоянно теребит ручку. Чувствуется, что ей тяжело говорить о том, как её парень изнасиловал её. Но молчать ещё тяжелее.

В 16 лет она познакомилась с парнем. Высокий, душа компании, старше на 4 года. Алина удивлялась, что он обратил на неё внимание ― тихую девушку, которая на всех мероприятиях сидела в углу, чтобы никого не тревожить. Она училась на отлично, много читала и предпочитала сидеть дома, чем пойти на какую-то вечеринку. Но Влад (имя изменено) выбрал её.

В книжках часто так бывает: противоположности притягиваются. Алина поначалу избегала отношений, хотя ей льстило внимание такого парня. Пару раз его пытались подколоть, зачем ему такая «серая мышка». Он умело ставил на место всех любопытствующих. С Владом Алина чувствовала себя в безопасности, ей было весело и интересно с ним. Мир словно заиграл новыми красками: в её жизни появились частые прогулки, приятные сюрпризы, милые СМСки. Кажется, именно так выглядит счастье.

«Мой первый поцелуй был именно с ним. Была ранняя осень. Мы сидели на берегу Анхора. Он тогда вытащил тетради из своего рюкзака и постелил его на землю – чтобы попа не намокла. И вдвоём мы как-то попытались уместиться на этом рюкзаке… Он меня обнимал, мне было так хорошо и тепло возле его груди. Не помню, о чём говорили. Но я подняла голову и мне захотелось, чтобы он поцеловал меня… У меня потом было такое ощущение, будто бабочки взлетели, только не в животе, а в затылке. Голова кружилась долго-долго».

Родители Влада обожали Алину: наконец-то у него появилась серьёзная девушка, с которой можно и искусство обсудить, и классическую литературу. Галантный и вежливый парень также очаровал родных девушки: очень скоро Алину стали отпускать с ним допоздна. Они знали, что он всегда её проводит и позаботится, чтобы ей было комфортно.

Поэтому приглашение на новогоднюю ночь домой к Владу никого не удивило. Родители Алины сперва сомневались: это был первый Новый год дочери вне дома. Но она так упрашивала отпустить, обещала весь вечер быть на связи – и они разрешили. Его родители в эту ночь уезжали в горы, обычно они брали с собой сына, сейчас Влад попросил остаться в городе. Сказал, что устроит мегавечеринку для друзей.

Но вечеринки не было. Вместо неё Алину ждал ужин при свечах. Любимый сказал, что хотел сделать ей сюрприз, и этот вечер станет для них особенным. Тихо мерцали ёлочные огни, играла Барбара Стрейзанд… До сих пор у Алины холодеет внутри, когда она слышит мелодию «Woman in Love».

«Знаете такую примету: под звон курантов надо написать на бумажке желание, сжечь, пепел высыпать в бокал и быстро выпить? Я написала «Хочу, чтобы это было вечно». И успела. Какая же я была дура…»

Алина начинает рыдать, не в силах справиться с эмоциями. Кажется, она до сих пор считает, что виновата в случившемся. Зачем пошла с ночёвкой? Почему не ушла, узнав, что они будут вдвоём? Зачем пила шампанское? Зачем целовалась? Ведь этого можно было избежать, если бы…

Нам показывают насильников, как каких-то одержимых мужчин, которые ночью в парках и безлюдных улицах нападают на одиноких незнакомых женщин. Женщин, вина которых была в том, что они возвращались одни и без сопровождения. Да, такие случаи есть. Но чаще всего опасность исходит от ближайшего окружения. И об этом говорят намного реже:

  • В некоторых странах показатели насилия со стороны мужа или партнера достигают 70 процентов, а убийства женщин, совершенных близкими людьми, составляют 58 процентов из общего числа (ООН);
  • В Казахстане 77% изнасилований детей совершают их родственники и близкие (МВД РК);
  • В Великобритании насильник был не знаком со своей жертвой только в 10% случаев (ВВС).

«Мы целовались, сидя на диване. В тот момент мне было очень хорошо, я хотела близости, но не хотела секса. Меня воспитывали, что девственность нужно хранить до брака. Влад ласкал меня, я ласкала его. А потом он начал уговаривать меня раздвинуть ноги. Я ответила, что пока не готова. Он сказал, что ему нужно немного разрядки, он не будет проникать, не нужно волноваться. Он был очень ласков. А потом… мне стало больно. Я отстранилась, но он продолжал долбиться. Мне было плохо, я пыталась выкрутиться, освободиться, умоляла отпустить. Он прекратил, но сказал, что я должна «отсосать», потому что возбудила его. Я испытывала и стыд, и вину, была подавленной. Не знала, как и что делать, он направлял. Потом я пошла в ванную, промыла рот. Свет не включала, мне было страшно смотреть себе в глаза. Когда я вернулась в комнату, он зажёг там свет. И начал смеяться над тем, что у меня на лице была кровь. Тогда я поняла, что он меня всё-таки «порвал», а в крови я измазалась во время орального секса. Это была моя кровь…»

Влад вёл себя как будто ничего не произошло. Включил какое-то телевизионное шоу, налил себе и девушке сока. Она была, как на автомате. Разум отказывался принять то, что произошло. К тому же, она вроде сама хотела. Она сама пришла. Сама раздразнила. Сама виновата… И должна быть хорошей девочкой дальше. Поблагодарить за сок. Сидеть рядом с ним дальше. Делать вид, что всё замечательно.

Утром Влад проводил её до дома. Алина шла с ним под руку и улыбалась. О вчерашнем старалась не вспоминать. Её жгло чувство вины и собственной глупости. Ей было стыдно перед парнем, что не удовлетворила его. Было обидно за себя, что не сопротивлялась сильно. Возможно, если бы она делала это активнее, он бы отстал. Почему она не ушла? Почему стала делать минет? Почему не разрыдалась, когда он стал смеяться над кровью? Ей хотелось это сделать, но она знала, что сама виновата. Дура, дура, дура.

Алина до сих пор думает, что её надо было повести себя иначе. Предусмотреть. Сопротивляться. Отказаться. Разум вроде понимает, что в насилии виноват насильник. Но в душе сидит чувство вины за своё поведение… Она могла этого избежать или предотвратить. Но повела себя неразумно. И сама виновата в том, что это произошло.

Комментарий от психолога Лианы Натрошвили:

Психолог в Узбекистане Лиана НатрошвилиХотелось бы в анализе этого случая отойти от поиска виноватых, наконец, и посмотреть на факты и разобраться с понятием ответственности.

Какие факты мы здесь видим?

Мужчина старше, возможно опытнее, девушка совсем юная и неискушенная, совершенно не подготовленная к подобным поворотам жизни. Чувства ― привязанность, доверие со стороны Алины, да и со стороны ее родителей, мужчина всем видится надежным, тем, на кого можно положиться, ни у кого нет даже и тени подозрения, что он может обидеть и подвести. Все происходит постепенно, отношения развиваются: укрепляется то самое доверие, человек видится все более надежным.

И вот на этой позитивной базе происходит обман и насилие.

Наверное, у всех нас есть люди, которым мы доверяем и не думаем ничего плохого в их адрес. Не тревожимся рядом с ними, не предполагаем, что они нас предадут или обманут. Так и героиня нашей истории не думала и не предполагала, что произойдет, когда пришла в гости и решила остаться. Дальше началось давление, принуждение и она выражала свое несогласие, говорила, что не готова ― она сопротивлялась. Но этого оказалось недостаточно и она, как и многие другие, пострадавшие от насилия девушки, впала в ступор, заморозку и дальше уже просто делала то, что ей говорили.

Я так подробно останавливаюсь на этом для того, чтобы и героиня могла посмотреть на ситуацию иначе и наконец простила себя за то, что произошло, и для того, чтобы мы все лучше понимали, как это устроено.

В качестве заключения, я бы хотела еще раз напомнить всем про принцип согласия в сексе. Это то, чему необходимо учить мальчиков и девочек с самого детства: спрашивать согласия. На объятия, поцелуи, на любой телесный контакт. Девочки и мальчики должны знать, что в сексе нет точки невозврата, если ты пришла к нему домой ― ты можешь уйти. Если вы уже лежите голые ― можно остановится. Даже если мужчина осуществил пенетрацию и женщина поняла, что ей больно ― можно остановиться.

Все, что продолжается после отказа ― это насилие.