Профилактика сексуального насилия над детьми

Основой профилактики сексуального насилия является грамотное сексуальное воспитание, которое окажет помощь ребенку в защите своих «запретных мест» на теле от нежелательных воздействий, а также закладывает фундамент его здорового сексуального развития.

Только не стоит путать: сексуальное воспитание — это далеко не обучение ребенка сексу. В этом случае это уже развращение несовершеннолетних.

Воспитание начинается задолго до того, как ребенок начинает осознавать, что существует сексуальная сфера в межличностных отношениях.

Многие родители считают, что не стоит разговаривать со своими маленькими детьми на «неприятные» темы, и стараются оградить их от реалий жизни. Однако существует необходимость подготовки ребенка к ситуациям, сопряженным с возможным сексуальным насилием и эксплуатацией.

Игнорирование этой темы может привести к необратимым последствиям. Ребенок бессознательно делает для себя вывод, что поскольку папа и мама не говорят об этом, значит, и не стоит и не важно, какая причина за этим кроется. Именно на это и рассчитывают насильники – ребенок ничего не знает о сексуальном домогательстве, поэтому и не расскажет о нем родителям. В большинстве случаев факт насилия над ребенком так и остается только в воспоминаниях самого ребенка:

Профилактика сексуального насилия над детьми
Профилактика сексуального насилия над детьми
Профилактика сексуального насилия над детьми
Профилактика сексуального насилия над детьми
Профилактика сексуального насилия над детьми
Профилактика сексуального насилия над детьми
Профилактика сексуального насилия над детьми
Профилактика сексуального насилия над детьми
Профилактика сексуального насилия над детьми

Не стоит запугивать ребенка, просто объясните ему, что любовь между взрослым и ребенком никогда не предполагает раздеваний, касаний или поцелуев запретных мест и сексуальной связи.

Поскольку у ребенка нет опыта, нужно говорить на «детском» языке.

Почему взрослые не верят детям

Также необходимо помнить, что от способности взрослого слушать и контролировать свои чувства зависит, почувствует ли себя ребенок понятым и защищенным или же порицаемым и виноватым в случае, если что-то случилось. И это самое трудное, потому что когда родитель узнает о чем-то подобном, то предстоит пережить несколько стадий реакций:

  1. Шок
  2. Отрицание. «Такого быть не может!»
  3. Агрессия или обессиливание.
  4. Принятие ситуации.

Длительность каждой стадии зависит от индивидуальных особенностей психики. Мир раскалывается на куски, по-старому жить уже никогда не получится. Если над ребенком случился факт насилия, то придется вписать этот ужас в свою картину мира.

Именно поэтому многие взрослые отрицают это. Мир не меняется, если думать, что этого не было. Это защитный механизм. Даже взрослая психика не в состоянии переварить этот кошмар. И ребенок тащит случившийся ужас дальше один.

С какого возраста и как начинать половое просвещение

Начиная с 2-3-летнего возраста родители должны начать знакомить своих детей с конкретными названиями частей своего тела и, в частности, половых органов. В этом возрасте дети уже могут усвоить, какие из них интимны. Это можно сделать, например, во время купания.

Эти части тела можно сравнить с собственностью, которая точно также неприкосновенна для всех, за исключением нескольких доверенных лиц.

В возрасте от 3-х до 5-ти лет ребенок проходит первую половую идентификацию. Он начинает понимать, что является девочкой или мальчиком, что есть признаки, по которым девочки отличаются от мальчиков. Это возраст познавательного процесса полоролевого поведения. В этом возрасте является нормой играть в семью со всем вытекающим ролевым поведением.

То есть норма, когда маленькие дети в садике начинают показывать «а у меня так — а у меня вот так». Тут нет сексуального подтекста. Родители и взрослые превносят некую стыдность, восклицая «Ой-еей». Для детей это всего лишь констатация различий между мальчиком и девочкой.

Ребенок до подросткового возраста (возраста полового созревания) еще не чувствует своей сексуальности. Хотя гормональный фон уже набирает обороты. По утрам у мальчиков уже поллюции (непроизвольное семяизвержение). Это просто физиология и конечно, мальчику нужно объяснить, что происходит с его организмом. И лучше если этот вопрос обсудит с ним отец.

Также как и девочки. О начале менструации лучше предупредить заранее, выдать средства гигиены. Иначе, получится как в книге «Поющие в терновнике», когда главная героиня думала, что умирает. Женщины старшего поколения наверняка помнят свои ощущения, когда с тобой начинает происходить непонятно что, а тебя предупредить «забыли», что это норма.

Прикосновения

Необходимо разъяснить ребенку, что есть хорошие, плохие и смущающие прикосновения.

Ребенок должен знать и быть твердо уверен, что никто не имеет право вторгаться в его интимную зону, что его тело является его собственностью.

Профилактика сексуального насилия над детьми

Родители должны объяснить ребенку, что в случаях, когда какой-нибудь взрослый, даже самый близкий, или ребенок, старший по возрасту, предложит ему сделать что-то неправильное или неприятное, куда-то пойти, раздеться, показать себя, дотрагиваться до частей тела взрослого, он не должен этого делать.

Профилактика сексуального насилия над детьми

В таких случаях ребенку необходимо сказать «НЕТ!» и позвать других на помощь, громко сказав: «Этот дядя (мальчик) меня трогает!» и обязательно рассказать об этом родителям.

Также можно научить ребенка, что если ему некомфортно находиться с кем-то, то для того чтобы уйти достаточно сказать «Хочу в туалет!». Дальше уже будет возможность попросить помощи у других людей.

Научите ребенка прислушиваться к своим ощущениям. Если ему неуютно, некомфортно, то скорее всего это объективные ощущения. Не нужно «уговаривать» себя, что все нормально и что все только кажется.

К нежелательным прикосновениям можно отнести и целование, дергание за щеки маленьких чужих детей. Если хотите проявить свою любовь, пусть она будет выражена в уважении к личным границам ребенка.

Профилактика сексуального насилия над детьми

Многие взрослые вспоминают этот опыт из детства и заявляют, что было противно. Вот как раз сейчас задумайтесь, почему ваш ребенок должен доставлять кому-то удовольствие?

Что делает взрослый человек, целуя маленького ребенка: демонстрирует, что вот я какой классный/классная, добрый/добрая, что очень рад видеть малыша. Но взрослый это делает, чтобы сделать себе приятное, чтобы потешить свое самолюбие, но никак, чтобы сделать приятное ребенку.

Самая большая сложность в борьбе против насилия над детьми — это то, что общество привыкло к образу классического педофила где-то там на улице в подворотне или в подъезде. На самом деле в большинстве случаев насилие над детьми вытворяют близкие люди (дяди/отчимы/братья/соседи).

Смущающие прикосновения коварны тем, что нет каких-то прямых угроз со стороны взрослого. Нет физического насилия. Но ребенок чувствует, что что-то не так (пример: учитель все время подходит сзади, когда я у доски, дышит в шею; дядя постоянно сажает на колени и как-то странно трется). Именно, этим и пользуются педофилы.

Как наладить безопасность в собственной среде

Система безопасности, выработанная совместно с соседями, для всего подъезда, дома или нескольких дворов (если это жилищный комплекс, поселок или махалля):

  1. Договориться с соседями о ряде неформальных правил и обсудить с ними, что конкретно нужно сделать в той или иной ситуации.
  2. Обменяться номерами домашних, мобильных и рабочих телефонов друг с другом, создать общий чат в социальных сетях. Даже в случае, когда родителей нет рядом, ребенок должен знать, что рядом в подъезде, доме или соседнем дворе есть взрослые, которые всегда придут на помощь.
  3. Проследите, чтобы ребенок выучил наизусть номер мамы и папы и домашний адрес.
  4. В случае если ребенок регулярно ходит в определенные места, как школа, магазин, спортивная секция и т.п., необходимо вместе с ним выбрать наиболее безопасный маршрут.
  5. Договоритесь в семье об использовании кодового слова в нестандартных ситуациях. Выбирайте легко запоминающееся слово, которое ребенок будет использовать в качестве сигнала, что он оказался в опасности и нуждается в помощи. Это слово он может произнести во время звонка кому-то из родителей или написать через соцсети, который используется для связи с родителями (Telegram и т.п.).

Профилактика сексуального насилия над детьми

Почему дети чаще всего молчат, если случилось что-то плохое:

страх осуждения мыслей и действий.

Ребенок запросто расскажет о том, что получил пятерку за то, что убирался в классе. Но не расскажет, что сосед как-то странно на него смотрит или пытается касаться.

Если в вашем общении с ребенком присутствуют запретные темы, то ребенок будет чувствовать, что определенные вопросы лучше не задавать.

Как это происходит?

Не в одночасье. Малыши уже начинают задавать вопросы на темы «ниже пояса»:

  • Откуда дети берутся?
  • Как они попадают в живот мамы?
  • Что такое прокладки/тампоны (привет рекламе по ТВ!)?
  • Кто такие проститутки?

Если пытаться избегать этих вопросов, отмазываясь фразой «Вырастешь — узнаешь», то ребенок начнет стыдиться таких тем.

Внимательно слушать ребенка

Следить за отношением ребенка к друзьям и знакомым. Если вдруг ребенок говорит: «Я больше не хочу, чтобы этот дядя приезжал в гости к нам». Необходимо спокойно и без излишней настойчивости выяснить в чем причина.

Секретики

Ребенок имеет право на личное пространство, но если взаимоотношения ребенка с другими людьми окружены секретностью, то это должно вас насторожить.

Хорошо! Лично познакомиться с учителями, воспитателями, руководителями кружков. То есть со всеми взрослыми, которые работают с вашим ребенком.

Всегда знать где и с кем ребенок.

В школу и на дополнительные занятия ребенок должен ходить всегда одним и тем же путем. Желательно, чтобы дети ходили парами или группами.

Ребенок не должен один ходить в общественный туалет. Даже если это уютная кафешка или детская площадка в Торговом Центре.

Распознавание «свой-чужой»

Четко определить для детей «свой-чужой».

Помню в детстве было очень непонятно, кто есть свой, кто чужой. Непонятно было с кем здороваться на улице, с кем нет. Вот если человека уже раньше видел, нужно ли с ним здороваться? Кому можно открывать дверь, кому нет. Недостаточно сказать ребенку «Не открывай чужим дверь.» Это не сработает. Лучше назвать тех, кому можно открыть дверь.

Момент из детства: дома одна, лет 6. В дверь постучали. В глазок смотрю — бабушка. Моя. В голове ворох мыслей: Открывать можно или нельзя. Открыла или нет — я сейчас не помню.

Нужно понимать, что ребенок не рождается со знаниями, они закладываются в него взрослыми. Чем конкретнее будут посылы от взрослых, тем четче ребенок поступит в той или иной ситуации.

Правила безопасности

Кратко о важном:

  1. Входная дверь всегда закрывается на замок.
  2. Не открывать дверь посторонним.
  3. Научить ребенка не говорить по телефону о том, что он один и родителей нет дома. Лучше пусть скажет, что «Папа или мама в туалете».
  4. Ребенок должен знать к кому из соседей или друзей он может позвонить или обратиться в случае критической ситуации или если испугается.
  5. Ребенок должен наизусть знать свой домашний адрес и телефон.
  6. Если ребенок ходит самостоятельно до школы/магазина/родственников, необходимо с ним вместе выбрать безопасный маршрут. Не самый короткий, а самый безопасный.
  7. Признавать за ребенком право на отказ от объятий и поцелуев взрослого.

________________________________

Материал подготовлен на основе выступления психолога Айгуль Жасулановны Садыковой https://www.b17.ru/article/36704/

Цитаты из писем проекту «Немолчи.Уз»

Photo by Alexander Krivitskiy on Unsplash